6.7. Система специализированной помощи детям, страдающим
церебральным параличом
Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
В основе такой системы лежат раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с церебральной патологией и оказание им специальной помощи. В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образования и социальной защиты: поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ребенка, интернаты (Министерства социальной защиты) и различные реабилитационные центры.
В этих учреждениях в течение длительного времени осуществляется не только восстановительное лечение, но и квалифицированная помощь логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции нарушений познавательной деятельности и речи. К сожалению, в настоящее время такие учреждения имеются только в Москве, С.-Петербурге и других крупных городах.
Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники врачами (невропатологом,
педиатром, ортопедом), которые руководят лечением ребенка дома. При необходимости
ребенок направляется на консультацию в специализированную неврологическую поликлинику.
Комплексное лечение в амбулаторных условиях является достаточно эффективным
при легких формах ДЦП, при выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением
в стационаре (в неврологических отделениях или психоневрологических больницах)
или санатории. Дети, для которых все виды лечебно-педагогической помощи оказываются
неэффективными, а также те, родители которых по каким-либо причинам не могут
обеспечить им лечение и воспитание в домашних условиях, берутся государством
под временную или постоянную опеку. Они направляются в дома ребенка (Минздрав),
а затем в интернаты Министерства социальной защиты.
В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребывание в специализированных
детских садах, где осуществляются коррекционное обучение, воспитание и подготовка
детей к школе. Важным является максимальное всестороннее развитие ребенка в
соответствии с его возможностями.
Закрепление достигнутых результатов у детей школьного возраста наиболее полно
осуществляется в специализированных школах-интернатах.
Проживающие в крупных городах 60-70% детей с церебральным параличом обучаются в школах-интернатах, которые ставят своей задачей не только сочетание учебно-воспитательного и лечебного процессов, но и проведение трудового обучения, своевременной и целенаправленной профессиональной ориентации. Коррекционно-педагогическая работа, осуществляемая с детьми школьного возраста, состоит в последовательном развитии познавательной деятельности и коррекции ее нарушений, коррекции высших корковых функций, воспитании устойчивых форм поведения и деятельности. В школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются самостоятельно передвигающиеся и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, ЗПР и олигофренией в степени дебильности. В подготовительном классе школ-интернатов выявляется истинное состояние интеллекта, проводится подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной двенадцатилетней массовой или вспомогательной программе. Тяжелые дети, не передвигающиеся и не обслуживающие себя самостоятельно, обучаются на дому по обычной, вспомогательной или индивидуальной программе. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями обучаются в речевых школах. Некоторые дети с олигофренией в степени дебильности обучаются во вспомогательных школах.
В школах-интернатах осуществляется единый, целостный подход к личности ребенка
со стороны педагогического и медицинского персонала. От педагогов требуются
большой такт, знание индивидуальных особенностей детей, умение предугадать их
возможные реакции на критические замечания. Все это необходимо, чтобы постепенно
вырабатывать у ребенка объективное отношение к своим возможностям.
Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, лишены в настоящее
время возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся либо
в обычных мас-совых школах, либо на дому, что значительно снижает качество усвоения
знаний, лишает возможности приобретения необходимых трудовых навыков.
Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и
на специальных занятиях по трудотерапии. Профориентация детей с церебральным
параличом проводится в течение всего периода обучения с целью подготовки к будущей
профессии, более всего соответствующей психофизическим возможностям и интересам
подростка. В школах-интернатах работают различные трудовые мастерские: швейные,
столярные, слесарные.
Детей обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству
и другим специальностям.
После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах,
техникумах или в высших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют
определенные льготы. Существует также сеть специализированных профтехучилищ
Министерства социальной защиты.
Для выбора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно
учиться или работать подростку, страдающему церебральным параличом, проводится
экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям
ВТЭК (врачебно-трудовой экспертной комиссии). При сохранном интеллекте можно
овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика
и др.