7.2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями
и значение их психолого-педагогического изучения
В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями
разделяются на три основные группы.
В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое
из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые
глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).
Во вторую - имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и
сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно
отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха.
В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.
В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда
имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих
к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие
глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание
у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный
кумулятивный эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения
и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.
Полагают, что дети со сложными нарушениями развития - это редкая, статистически
малозначимая категория аномальных детей. Между тем, согласно данным исследований
и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, эти дети составляют в среднем
до 40% контингента специальных образовательных учреждений.
Практическая потребность в изучении этих детей, определении их образовательных
потребностей и в разработке системы их реабилитации исключительно велика.
Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой достаточно
малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики. До недавнего времени
в нашей стране многим из таких детей вообще невозможно было предоставить какой-либо
реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например,
умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако за последнее
десятилетие положение существенно изменилось.
Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей со сложными дефектами стало
одной из тенденций развития современной специальной педагогики. Ею пройден большой
исторический путь развития, чтобы, наконец, по-настоящему обратиться к исследованиям
в этой области. Вместе с тем все предыдущие исследовательские работы в плане
построения и развития реабилитационной помощи детям касались в основном отдельных
видов сложного дефекта, т. е. частных его случаев. Таким образом, проблема изучалась
крайне неравномерно.
Наибольший вклад был сделан в разработку психолого-педагогической системы воспитания
слепоглухих детей. Обращение к столь трудной с педагогической точки зрения категории
детей и успехи в этом направлении не прошли бесследно для всей проблемы сложных
дефектов в целом. Ведь изучение данной проблемы в ее целом виде в ходе систематического
исследования предполагает нахождение общих решений, выяснение принципиальных
отличий процесса развития ребенка со сложным дефектом от развития детей с отдельными
формами первичных нарушений.
В число первоочередных задач, возникающих перед специалистами, входит задача
возможно более ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика
- типичное явление в практике работы с такими детьми. Случаи своевременной,
достаточно ранней и вполне подготовленной существующими методами исследования
диагностики являются скорее исключениями из этого правила, чем общей практикой.
Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно
попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает
для них лишь к началу школьного возраста, а то и позднее.
Многие и многие родители, столкнувшись с тяжелыми нарушениями развития своего
ребенка в первые годы его жизни, ищут помощи лишь исключительно у медиков, совсем
не обращаясь к специалистам-педагогам. Многие дети со сложными нарушениями действительно
проходят необходимый курс лечения в больницах, где они подвергаются длительной
культурной и материнской депривации, что неблагополучно сказывается на их эмоциональном
и умственном развитии. Однако и своевременное обращение к специалистам-педагогам
не всегда приносит нужные плоды. Знания большинства дефектологов в этой области
незначительны, полноценно проконсультировать родителей они не могут. Лишь определенный
круг специалистов знаком с этой проблемой, владея практико-ориентированной диагностикой,
- в основном это отдельные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО
и педагоги связанных с ними экспериментальных школ. Но и в этом случае не все
родители могут получить конкретные, развернутые психолого-педагогические рекомендации.
Подробная, научно обоснованная и экспериментально проверенная технология обучения
создана для слепоглухих детей. Категория детей сосложной структурой дефекта
столь многообразна, что программы воспитания и обучения каждой группы таких
детей еще предстоит создавать. В настоящее время большинство таких детей обучается
в специальных классах специальных школ.
В ранней диагностике усиливается значение нейрофизиологических методов объективного
исследования. Современная наука и техника позволяют достаточно рано, на первом
году жизни ребенка, диагностировать наличие сенсорных нарушений при их средней
и большей степени выраженности. Так, отсутствие речи у двух-трехлетнего слабовидящего
ребенка может побудить к выдвижению гипотезы о задержке психического развития
ребенка как первопричине отсутствия у него речи. Однако обнаружение тугоухости
у этого ребенка при одноразовом электрофизиологическом исследовании позволяет
назвать другую, более вероятную причину, приводящую к задержке формирования
речи у ребенка, и соответственно указать совсем другие средства компенсации.
Существенные сложности содержит в себе психологическое исследование в целях
ранней диагностики. Значительные трудности возникают при квалификации отклонений
в умственном и эмоциональном развитии ребенка и выяснении их причин, кроющихся
либо в социально-педагогических условиях (условиях раннего воспитания в семье),
либо в биологических предпосылках, связанных со структурой дефекта, либо и в
том и в другом.
Важное значение имеет медико-генетическое исследование, поскольку подавляющее
большинство сложных нарушений связано с действием генетического фактора. Принципиально
важно, что выявление синдромальных форм позволяет во многих случаях иметь прогноз
возможного развития или инволюции имеющихся физических и психических функций.
Так, своевременное установление одной из форм синдрома Ушера у глухого ребенка
позволяет заблаговременно поставить задачу постепенно подготовить ребенка к
будущей потере зрения: обучить его осязательному чтению рельефно-точечных текстов
по системе Брайля, полезным приемам перцептивной деятельности в новых для подростка
условиях восприятия, подготовить психологически к новому состоянию зрения и
т.д.