7.5. Пути и способы организации специального образования
для лиц со сложными нарушениями в развитии
В нашей стране уже сложились и действуют определенные виды помощи
слепоглухим детям и другим детям со сложными сенсорными нарушениями: умственно
отсталым глухим и слабослышащим, умственно отсталым слепым и слабовидящим, умственно
отсталым детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата во вспомогательных
классах соответствующих типов школ и в некоторых учреждениях Минсоцзащиты. Но
было бы преждевременно говорить о наличии системы помощи детям со сложными нарушениями
или полагать, что она находится в стадии становления.
Действительное положение дел представляет собой очень неоднородную картину.
Для ряда субкатегорий детей со сложным дефектом какие-либо виды по-настоящему
специализированной поддержки вообще отсутствуют, например для глухих детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, для аутичных детей с сенсорными нарушениями,
для детей с соматическими нарушениями и нарушениями зрения и слуха. Для большинства
лиц со сложным дефектом особенно неустроенной оказывается жизнь до школы и после
школы.
Вместе с тем для отдельных категорий детей со сложным дефектом образуются новые
службы и виды поддержки, которые могут рассматриваться как пробная модель, возможная
для использования при развитии системы. В наиболее продвинутом положении по
организации специальной помощи некоторым категориям детей со сложными нарушениями
находятся отдельные учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.
В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев Посад Московской обл.) воспитываются
и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха дошкольного и школьного
возраста. Сюда принимаются дети со сложным сенсорным нарушением, которые не
могут посещать детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, где обучение
ведется на основе зрительного восприятия, или для детей с нарушениями зрения,
где обучение ведется на основе слухового восприятия. Возраст воспитанников от
3 до 18 лет, учреждение рассчитано на 100 детей.
В нем содержатся:
полностью слепые и слепые с остаточным зрением с остротой зрения от светоощущения
до 0,04;
слабовидящие с остротой зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стеклами
на лучше видящем глазу и с более высокой остротой зрения, при дополнительных
нарушениях (например, с резким сужением поля зрения) или при неблагоприятном
прогнозе (например, при синдроме Ушера);
глухие, а также слабослышащие дети с потерей слуха, при которой ребенок не может
воспринимать связную речь на ухо с помощью слуховой аппаратуры.
В последние годы наряду со слепоглухими в детский дом стали принимать детей
с множественными нарушениями, где в качестве компонента сложного дефекта могут
быть нарушения опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость в легкой
степени, аутистические проявления в поведении.
Решение о зачислении слепоглухого ребенка принимается директором детского дома
на основе заключения медико-педагогической комиссии детского дома или лаборатории
содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта Института
коррекционной педагогики РАО после комплексного клинико-психолого-педагогического
обследования ребенка.
Все расходы по обучению, воспитанию и содержанию ребенка в учреждении несет
государство. В детском доме обучаются дети со всей территории России.
Специальные задачи учреждения состоят в формировании познавательной и практической
деятельности детей, формировании пространственной ориентировки, словесной речи
в различных ее формах (дактильной; письменной - крупным шрифтом, если позволяет
остаточное зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной), включении
слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обучении доступной профессии.
Наряду со специальными ставятся общие задачи - общеобразовательная и трудовая
подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие.
Воспитание и обучение проводится по учебным планам и программам, разработанным
в Институте коррекционной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные
занятия в классе (свыше 30 ч в неделю) и внеклассные занятия. Используются специальные
технические средства: звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы
для общения слепоглухих.
Детский дом имеет дошкольное и школьное отделения, учебно-трудовые группы, группы
для детей с множественными нарушениями. После окончания школы выпускники могут
продолжить свое образование в вечерних школах слепых или глухих в специальных
классах для слепоглухих.
Серьезной проблемой в новых социально-экономических условиях стало трудоустройство
слепоглухих выпускников. В детском доме проводится работа в направлении поисков
новых перспективных профилей трудового обучения (изготовление мягкой игрушки,
керамика, декоративное ткачество и др.).
В детских домах-интернатах Минздрава РФ содержатся в основном дети с глубокими
поражениями центральной нервной системы, туда нередко попадают дети со сложным
дефектом. Однако систематической специализированной психолого-педагогической
помощи они там не получают. В настоящее время возникают попытки группового обучения
слепых и слабовидящих умственно отсталых детей (в Москве).
В системе специальных образовательных учреждений Министерства образования РФ
уже много лет действуют вспомогательные классы: в школах для глухих, слабослышащих,
слепых, слабовидящих детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В эти классы принимаются дети с умственной отсталостью по типу олигофрении (в
степени дебильности) и с соответствующим профилю школы сопутствующим нарушением.
Для этих детей созданы учебные программы (в основном с I до VIII класса).
Чаще всего дети со сложным дефектом, принятые в школу, получают надомное обучение
(очень ограниченное по времени) или находятся в обычных классах специального
образовательного учреждения, где требуются индивидуальный подход к ребенку и
разработка индивидуальной программы его обучения.
В новых по типу (инновационных) региональных школах и центрах для детей с отклонениями
в развитии, где собираются дети с различной структурой дефекта и обучение проводится
достаточно индивидуализированно, могут найти место и дети со сложной структурой
дефекта, что зависит от местных условий.
Некоторую помощь дети со сложными дефектами в настоящее время могут найти в
негосударственных учреждениях. Так, в местных общественных и частных психолого-педагогических,
медико-социальных и иных центрах, организующих помощь детям-инвалидам, получают
педагогическую поддержку дети с выраженными отклонениями в развитии, среди которых
встречаются дети со сложным дефектом.
В последние годы возникли небольшие воспитательные учреждения и группы для детей
с тяжелыми формами инвалидности при церковных общинах православной христианской
церкви и общинах других конфессий.
В действующей совокупности учреждений и служб для детей со сложными нарушениями
развития недостает самого раннего звена системы. Для обслуживания детей в дошкольном
возрасте еще не созданы консультативные центры, которые могли бы оказывать педагогическую
помощь родителям, имеющим детей со сложными аномалиями развития, и осуществлять
раннюю диагностику. Подобные центры («семейные центры») имеются за рубежом (в
Великобритании, Дании, Швеции и других странах). Кроме того, в специальных детских
садах для детей с различными отклонениями в развитии необходимо предусмотреть
возможность образования специальных групп для детей со сложным дефектом.