Концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями,
распространенная до середины XX в. как за рубежом, так и в нашей стране, сформировалась
в конце XIX -начале XX в. под влиянием философии ценности (В.Штерн, А. Мессер,
Г.Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно
ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенок
с ограниченными возможностями не исключался из этого правила - ему надлежало
также вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечивать собственное
существование. В этом контексте ценность специального образования виделась только
как приобщение к общественно полезному производительному труду через коррекцию
и компенсацию дефекта с тем, чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество
корректировало, подстраивало под свои правила и законы человека с ограниченными
возможностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса, направленного
на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не было. Открытым поэтому
оставался вопрос и о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких
условиях не мог стать полезным членом общества.
Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени, рассматриваемая концепция
была значительно дискредитирована в странах Западной Европы и США, где в 20-е
гг. XX столетия эта концепция была «усилена» идеями расовой биологии, расовой
гигиены, социал-дарвинизма. Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся
популярными взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями
и отклонениями в физическом и психическом развитии, о необходимости достижения
биологической «чистоты» расы путем стерилизации лиц, являющихся носителями опасных
или нежелательных для общества дефектов умственного, физического или психического
развития. Были приняты законы о принудительной стерилизации в ряде стран: США,
Канаде, Дании, Швейцарии, позднее - в Германии.
Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в которых
к власти пришел фашизм. Национал-социалисты обеспечили идеологическое обоснование
необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноценных»
людей. Они развернули широкую кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию
подрастающего поколения в духе разработанной ими идеологии.
В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой биологии,
расовой гигиены; исподволь, даже, казалось бы, на нейтральном учебном материале
(математике), воспитывалось негативное отношение к лицам с отклонениями в развитии.
Вот, например, какого содержания задачи предлагались учащимся начальной школы
в Германии в 1935/36 учебном году: «Строительство одной школы для умственно
отсталых детей требует 6 млн рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих
можно было бы изготовить вместо этого, если один блок стоит 1500 рейхсмарок?».
Одновременно с разжиганием социальной вражды шло планомерное уничтожение людей,
которые попадали при «новом порядке» в категорию социально бесполезных: глубоко
умственно отсталых, тяжелых инвалидов, стариков - инвалидов труда, лиц, страдающих
туберкулезом, эпилепсией и др. Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи,
многие из которых погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки
специальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Германии систему
специального образования нужно было возрождать с нулевой отметки.
В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция социальной реабилитации
лиц с ограниченными возможностями как воспитание полезных членов общества удачно
соединилась с концептуальными основаниями советской педагогики о воспитании
социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. Эта концепция
в нашей стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека,
которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет
интересов общества над интересами личности, многие десятилетия существовавший
в нашей стране, фактически узаконивал статус социальной «малоценности», «граждан
второго сорта» применительно к людям с ограниченными возможностями. Именно поэтому
многие десятилетия в нашей стране существует ограничительно-покровительственная
(патерналистская) позиция общества и государства по отношению к этой категории
населения. Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречаются с патерналистской
позицией общества сразу же при включении в сферу образования, где реально и
сегодня существуют преимущественно закрытые, интернатного типа, образовательные
учреждения. Характер образования, не способствующий достижению высокого уровня
социальной адаптированности, ограниченные возможности приобретения престижных
в обществе и конкурентоспособных на рынке труда профессий и получения высокого
уровня профессиональной квалификации, слабая правовая защищенность, ставшее
правилом в обществе приучение к низкому качеству жизни (мизерность пенсий и
невозможность получения высокооплачиваемой работы) - все это приводит людей
с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры бедности, к их стойкой
маргинализации, т.е. к вынужденному сужению возможности участия в социальной
жизни: в выборе, принятии и реализации доступных социальных ролей, выполнении
социокультурных функций, получении необходимой социальной и культурной информации,
в различного рода стандартных взаимодействиях внутри социума.
Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения такого человека
с его ближайшим социокультурным окружением: ограничивается его участие в полноценной
семейной жизни; незначительная и нерегулярная помощь со стороны различных конфессий
имеет традиционно призренческий характер; службы социальной помощи, система
которых только начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать
удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограниченными возможностями.
Патернализм не только снижает социальную активность, но и вырабатывает иждивенческие
установки у людей с ограниченной трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает
их маргинализацию.
Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общественного развития (вторая
половина XX столетия) характеризуется подъемом демократического и национально-освободительного
движения. Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека
в период Второй мировой войны показали человечеству ту пропасть, в которой оно
может оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл
существования общества самого человека - его жизнь и благополучие, его нужды
и потребности. Именно поэтому начиная с 1948 г. (год принятия «Всеобщей декларации
прав человека») мировое сообщество начинает строить свою жизнь в соответствии
с международными правовыми актами гуманистического характера.
Смысловым центром нового взгляда на социальную реабилитацию человека с ограниченными
возможностями в этом контексте является идея достижения его максимальной самостоятельности
и независимости (концепция независимого образа жизни) в условиях приоритета
интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение
прав и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли этот человек приносить
пользу обществу или нет, может ли он участвовать в общественно полезном труде
или нет. Под независимой жизнью понимается не только материальная независимость,
но и отсутствие зависимости от посторонних при передвижении, общении, в социальной
жизни, в быту и повседневной жизни, т. е. независимость в широком смысле. Право
на независимую жизнь человека с ограниченными возможностями должно быть законодательно
закреплено и экономически обеспечено. Лица с любыми недостатками 'в физической,
интеллектуальной или психической сфере имеют право на материальное обеспечение
и удовлетворительный жизненный уровень; право на жизнь в таких условиях и в
такой среде, которые бы мало отличались от условий обычной жизни его сверстников
и в которых человек с ограниченными возможностями чувствует себя комфортно;
право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения;
право на меры (в том числе и на образование), предназначенные для того, чтобы
дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на то,
чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического
и социального планирования.
Таким образом, общественно полезный труд и социальная полезность человека -
далеко не главные и единственные цели современной концепции социальной реабилитации.
Главное - это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения,
маргинализации человека с ограниченными возможностями со стороны здорового большинства
общества, его социальных институтов, его общественного сознания. Современная
концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями справедливо
предполагает, что «должен меняться не только человек с ограниченными возможностями,
но и общество, которое должно изъять негативные установки, ступени и узкие двери,
а также рутинные правила, помочь людям бороться с недугами, а не со специалистами,
и предоставить для всех людей равные возможности полноценного участия во всех
сферах жизни и видах социальной активности. При этом люди с ограниченными возможностями
должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены
к правилам мира здоровых людей» Понятно, что для достижения статуса общества
действительно равных возможностей обществу приходится затрачивать больше ресурсов
на лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и здоровья с тем, чтобы
возможности обычных людей и имеющих отклонения в развитии действительно стали
равными.
В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для
инвалидов (Генеральная Ассамблея ООН, 1993) наиболее перспективным способом
решения социокультурных проблем лиц с ограниченными возможностями является их
интеграция в общество. Специальный педагог, начиная работу с ребенком с первых
дней его жизни, закладывает тот фундамент социокультурного включения, на котором
впоследствии будет строиться стиль и образ жизни данного человека. Педагогу
необходимо учитывать специфические (пол, возраст, социальное происхождение)
и типологические особенности (особенности определенной группы лиц, имеющих одно
и то же нарушение развития) интеграции различных категорий лиц с ограниченными
возможностями и возможности преодоления психолого-педагогическими способами
проблем социокультурного включения каждого ребенка.
Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными
возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа
жизни. Она позволяет выявить социокультурное содержание жизнедеятельности различных
категорий лиц с отклонениями в развитии и определить систему педагогических
и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социальной
и культурной интеграции лиц с ограниченными возможностями. Специальная педагогика,
определяя конечные и ближайшие цели и задачи специального образования, его содержание,
организацию, методы и приемы коррекционно-педагогической помощи, также учитывает
социокультурно значимую идею независимого образа жизни. Она изучает качественное
своеобразие проблем социокультурного включения применительно к каждой категории
детей с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые
навыки всех составляющих образа жизни с учетом специфики затруднений каждой
категории обучающихся. Специальная педагогика формирует необходимые базовые
навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации
и рекреации. Их развитие будет продолжено в условиях взрослой жизни; на их основе
будет формироваться независимый образ жизни.
Жизнеобеспечение предполагает деятельное участие человека с
ограниченной трудоспособностью в общественном производстве, в сфере услуг или
интеллектуального труда, а также в ведении до
машнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях. В условиях рыночных
отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной
сфере затрудняется: от них требуется высокая конкурентоспособность на рынке
труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности.
При несоответствии таким условиям человеку с ограниченной трудоспособностью
трудно рассчитывать на занятость и материальную обеспеченность. Знание социальной
жизни и адаптированность в ней, наличие необходимого уровня образования являются
важным условием для ведения финансовых отношений. Как показывают исследования
социологов, значительная часть лиц с ограниченной трудоспособностью не считает
собственный труд средством материального обеспечения жизни, занимая иждивенческую
позицию. Это является результатом социального воспитания (начинающегося еще
в школе), ориентированного только на стереотипы социальной помощи: пенсионное
обеспечение, благотворительность, заниженную социальную оценку человека с ограниченными
возможностями.
Социализация - это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной
жизни, выработка общепринятых стереотипов поведения, освоение ценностных ориентации,
принятых в данном обществе, которые позволяют полноценно участвовать в различных
ситуациях общественного взаимодействия.
Важным условием полноценной социализации и социальной жизни является освоение
навыков социального общения - коммуникации.
Лица с ограниченными возможностями испытывают значительные затруднения и в социализации,
и в формировании навыков социальной коммуникации, так как для них доступ к различного
рода источникам информации ограничен по ряду причин: наличие коммуникативных
ограничений и барьеров, ограничение мобильности, недостаточность навыков межличностного
взаимодействия, а также неприятие и ограничение общения с этими людьми большинством
социума.
Как отмечают социологи и психологи, физическое или психическое нарушение становится
центральным пунктом в формировании и становлении личности, ядром личностных
переживаний, что также отрицательно влияет на процесс социализации и развитие
навыков социального общения.
Специальная психология и специальная педагогика, организуя процесс
специального образования, предусматривают (в структуре учебных предметов, в
повседневной воспитательной работе) элементы подготовки к жизни в обществе -
упражняя и развивая навыки общения в стандартных социокультурных ситуациях,
обеспечивая овладение стандартными схемами социального поведения и социального
взаимодействия, навыками освоения социального окружения и полноценного существования
в нем, навыками само-и взаимопомощи в сложных социальных условиях.
Человек с ограниченной трудоспособностью, как и любой другой, должен быть подготовлен
не только к продуктивной жизни и трудовой деятельности, но и к умелому восстановлению
жизненных сил и здоровья, частично утраченных в повседневной трудовой деятельности,
т.е. к умению организовать свой отдых, свое свободное время -рекреацию.
Для лиц с ограниченными возможностями существует ряд объективных ограничений
возможностей участия в различных общедоступных формах досуговой деятельности
вследствие ограниченных возможностей передвижения, иных физических возможностей,
ограниченных возможностей восприятия, социального и ситуационного адаптирования
и др. Однако это не означает полной их изоляции от участия в общедоступных формах
досуговой деятельности. Специальная педагогика в структуре воспитательной работы
предусматривает включение, приучение и посильное участие детей и подростков
с отклонениями в развитии в рекреационных мероприятиях общего назначения, а
также интерес и привычку участвовать в различных формах специально организованной
досуговой деятельности, учитывающей их ограничения возможностей. Специальные
формы досуговой деятельности, хотя и являются вынужденно сегрегационными, тем
не менее способствуют развитию социальных навыков в рамках своей субкультуры,
личностному развитию, приучают к активному и целесообразному проведению досуга
(спорт, танцы, экскурсии, декоративно-прикладное искусство и ремесло, клубы
по интересам и др.), продолжают процесс коррекции и компенсации отклонений в
развитии средствами культуры, искусства, спорта, активной досуговой деятельности,
ремесел. Начало формирования специальных рекреационных навыков и установок закладывается
с первых дней пребывания ребенка в системе специального образования.
Отечественная система специального образования постепенно осваивает новую для
нее концепцию социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями,
центром которой являются сам человек, его особые образовательные и иные специальные
потребности, его права и интересы. Как отмечает А. Г. Асмолов, наше общество
находится в начале длинного пути - перехода от культуры полезности к культуре
достоинства. В отличие от культуры полезности, где «урезается время, отводимое
на детство, старость не обладает ценностью, а образованию отводится роль социального
пасынка, которого терпят постольку, поскольку приходится тратить время на выучку,
подготовку человека к исполнению полезных служебных функций» в культуре, основанной
на отношениях достоинства, «ведущей ценностью является ценность личности человека
независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения
того или иного дела или нет. В культуре достоинства дети, старики и люди с отклонениями
в развитии священны... и находятся под охраной общественного милосердия».