Обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями
начиналось как индивидуальное. История специального образования приводит многочисленные
примеры спорадических попыток индивидуального обучения глухих и слепых детей,
преимущественно в домашних условиях или в монастырях. Значительное своеобразие
нарушения развития у каждого ученика, опытно-экспериментальный путь нахождения
методических приемов специального обучения для каждого конкретного случая, немногочисленность
прецедентов специального обучения - все это
определяло организацию индивидуального обучения применительно к детям с особыми
образовательными потребностями. Индивидуальным было ремесленное и художественное
обучение.
В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения
применяется в следующих случаях:
когда обучающийся имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении
и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, так как человек не способен
к обучению в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями
его познавательной деятельности обучение ребенка требует непрерывной индивидуальной
психолого-педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения,
а его сенсорные и моторные системы испытывают значительные. затруднения во взаимодействии
с окружающим миром. Таким образом организуется обучение детей с тяжелыми формами
умственной отсталости и сопутствующими нарушениями, слепоглухих детей на начальных
стадиях их обучения;
когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями
отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается
в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной
помощи, которая может дополнять фронтальные занятия. Здесь учитываются все тонкости
и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных
достижений и индивидуальные возможности продвижения конкретного ребенка. Так,
применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия
по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитию
остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются
преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде случаев психологическая помощь,
психокоррекционная и психотерапевтическая помощь оказываются также в условиях
индивидуальной работы;
если ребенок обучается в домашних условиях.
Продолжительность индивидуальных занятий обычно около 20-30 минут.
Индивидуально-групповая форма организации обучения в специальном образовании
используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый
коррекционно-педа-гогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, кор-рекционные
занятия (развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве
и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность
работы с детьми в малых группах. На более поздних этапах обучения, по мере достижения
определенного коррекционно-педагогического эффекта, индивидуально-групповая
форма организации обучения применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные
нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Классно-урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного
процесса. Урок, как и в общеобразовательной массовой школе, позволяет организовать
не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей.
Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной, групповой и в меньшей
степени индивидуальной работы школьников. Его отличия от других организационных
форм учебной работы состоят в следующем:
состав группы учащихся постоянен (хотя в условиях интегрированного обучения
возможно временное объединение учащихся в рабочие группы по признаку сходства
уровня развития, темпов учебной деятельности, характера нарушения в развитии,
характера урока. Постоянство состава групп при этом нарушается: по одним признакам
дети работают в одной группе, по другим - объединяются в другой группе);
деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из
них руководит учитель;
ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке. В то же время в специальном
образовании существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка
к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом
заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру других
уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения.
В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной
школе строятся по смешанному или комбинированному типу. Это объясняется тем,
что младшие школьники с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал
большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно-пропедевтическая
работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников
или формирование такого опыта; каждая порция нового материала требует незамедлительного
его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений; на всех этапах
урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала,
выявление возникающих образовательных затруднений.
В средних и старших классах уроки приобретают классические черты.
Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм
работы. Это работа парами, бригадами. В основном это дифференцированно-групповые
формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных
возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного
процесса, а также бригадные, когда дети объединяются (по собственному желанию
или по указанию педагога) во временные группы для выполнения какого-либо учебного
задания. Широко распространены такие формы работы на специальных (коррекционных)
уроках, например на уроках предметно-практического обучения. Групповые формы
работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению
их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности
и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной
деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания,
межличностного взаимодействия. Работа парами, бригадами позволяет осуществлять
взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность,
чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся,
которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам
и объему познавательной деятельности от остальных детей.
К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального
образования относятся экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической
работы (например, внеклассное чтение), самоподготовка (приготовление уроков
в специальной школе-интернате).
К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной
школе-интернате относятся проведение факультативов, кружковой и клубной работы,
эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры,
конкурсы, викторины, тематические вечера, походы и экспедиции).
Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного
процесса в специальных школах-интернатах строятся с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных
формах учебной и воспитательной работы.