Швейное материаловедение/Из истории тканей |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
О прялках"Русские прялки"
В лесной стране, каковой является Россия, и каковой особенно была Древняя Русь, дерево издавна служило основным и главным материалом в устроении народного вещественного хозяйства и, следовательно, в художественном прикладном искусстве.
Ручные прялки (без колеса) не утратили своего практически жизненного значения и посейчас в средней и особенно в северной окраине России, где еще теплится вековой уклад народной жизни и где разрушение крестьянского натурального хозяйства идет более медленным шагом. В течение многих столетий люди пряли вручную - вытягивали пальцами из массы волокон узенькую ленточку и скручивали ее. Позднее это стали делать с помощью ручных веретен. Потом появилась первая текстильная машина - прялка, затем самопрялка, которая одновременно скручивала пряжу и наматывала ее на веретено. Все эти машины приводились в действие мускульной силой человека. "Прядение"Прядением на Руси занимались с осени до посевной. Трудились, не разгибая спины: чтобы в одиночку соткать за 6 месяцев 3 холста по 50 см нужно проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день. А чтобы спрясть один пуд шерсти нужно 55 часов работы. С малолетства приучали будущих «холстопрях» работать со старшими у станка или с веретеном. Ведь совсем не случайно пуповину у новорожденной девочки наши предки перерезали на веретене (а мальчикам на топорище), чтобы логически с первых минут жгутик привязать к будущему занятию. А обычай карелов, сохраненный до наших дней, говорит нам о том, что, когда маленькая девочка засмеется впервые, ей подносят веретено. И так к 5-7 годам девочка выпрядала свою первую нить. Иные народы сжигали нить и, разбавив пепел водой, заставляли девочку выпить эту воду. Другие сберегали эту нить до свадьбы и опоясывали туловище невесты, дабы уберечь от сглаза и порчи. «Непряха», «Нетряха», «Неткаха» самые обидные слова. Прядение - это удел не только бедных женщин. Жена и дочери боярина либо князя должны быть за прялкой вне конкурса (лучше всех). И вообще по всей средневековой Европе прядение считалось самым приличным времяпровождением для занятых женщин. Типы прялок оформлялись и развивались под влиянием местных, областных вкусов и декоративных стремлений и отчасти некоторых практических надобностей. Было бы очень желательно согласовать типы прялок вполне точно с определенными районами их возникновения и распространения, но нужно сказать, что вопрос о точном распределении прялок по областям России — весьма трудный вопрос. Следует еще добавить, что исследование палеографических, эпиграфических и литературных материалов (надписи, стихи, народный язык и т.д.), представляемых прялками так же, как и многими другими предметами народного быта и искусства, должно составлять особую в области исследования русского народного языка и не входит в рамки моего сообщения. Трудовой остов прялки очень не сложен. Деревянная ручная прялка состоит из двух главных частей: вертикальной части (лопаска и ножа), куда привязывается кудель, и горизонтальной (донце), где сидит пряха. По характеру декоративной обработки народные русские прялки можно разделить на две главные группы: расписные и резные. Третья дополнительная или промежуточная группа, носит смешанный характер обработки: это прялки резные - расписные или расписные - резные, смотря по тому, какой из элементов украшения преобладает. Смешанный характер декоративной обработки (роспись и резьба) нужно признать случайным. Резьба и роспись, применяемая в декорации народных прялок, достаточно разнообразны с технологической стороны, и это дает возможность подразделить их на несколько отдельных видов. Типы прялокТипы прялок. Из всех распространенных прялок России можно выделить семь характерных видов. Эти семь разнообразных видов прядок, имея свою типично выраженную общую конструкцию и отличительную декорацию, а также и известное количественное распространение в определенных районах, могут считаться достаточно характерными и определенными для того, чтобы обозначить их, как типы. Для наименования типов прялок наиболее удобно будет воспользоваться географическими терминами, указав характерные признаки каждого типа прялок на основании общего строения и декорации. Вот перечень тех прялок: Ярославский тип (прялка резная, копыл, дощатая ножка, прорезная ромбовидная лопаска). Ярославско-костромской тип(ромбовидная лопаска). Вологодский тип (прялка резная, копыл, большая лопаска, узкое донце). Архангельско-вологодский тип(расписные прялки,прямоугольная лопаска). Поморский тип(листовидное донце,бусообразная ножка,узкая лопаска). Меземский тип(большая лопаска,своеобразная декорация). Тверской тип(точеная ножка,ножка и лопаска из одного куска дерева). "Самопрялка"Предполагается, что появилось в Индии, откуда распотранилась по миру. В Европе появилась в начале XIV в.. «Самопрялка» состоит из доски с установленной на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо и через ремень вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой — прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на Прялке-донце. На руси самопрялки разделяли на русские(стояки) и чухонки(лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом. Когда к прялке добавили рогульку в XV в. прядение уже не надо было прерывать на намотку. Стержень веретена теперь стал служить осью, на которой закреплены катушка и рогулька. Два конца рогульки выступают за катушку. Исходная ровница проходит через глазок в кончике веретена, затем через крючок одного из концов рогульки и идет на катушку. Катушка и рогулька связаны с приводным колесом двумя отдельными ремнями, каждая своим, и благодаря разнице в диаметрах шкивов рогулька вращается быстрее катушки. Быстро вращающаяся рогулька скручивает ровницу в нитку, прежде чем последняя ляжет на катушку, вращающуюся с меньшей скоростью. В XVI в. появилась педаль для вращения колеса. Палка-держатель кудели вставлялась в нижнюю перекладину прялки так, чтобы было удобно работать. Кудель закреплялась также в «донце» на верхней перекладине. Около 1490 г. Леонардо да Винчи изобрел многоверетенную машину со «стандартными» намоточными рогульками и ручным приводом. Прялка и прядение в поговоркахУ ленивой пряхи и про себя нет рубахи Прялка не Бог, а рубаху дает Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом Не ленись прясть, хорошо оденешься Прялка в суеверияхПрялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорождённой девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени. У чехов в конце масленицы прялку, украшенную лентами, возили на телеге по селу, а потом «продавали» в трактире. На Рождество или на все святки прялку и все прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан, чтобы их духи не заплевали. У сербов Воеводины на Рождество при посещении скота хозяйка приносила с собой прялку и немного пряла, «чтобы скот не был голым». В Славонии первой посетительнице дома на Рождество давали прялку, чтобы она немного попряла ради урожая льна и вода кур. Такое же значение имело прядение молодой невесты после первой брачной ночи: она пряла на поданной ей свекровью прялке, «чтобы богатее жить». Прядение также является функцией некоторых мифологических персонажей, а Прялка оказывается связанной с «тем светом». Дев судьбы — орисниц представляют тремя женщинами с прялками, которые прядут или разматывают клубок с пряжей. По верованиям восточных славян, нечистая сила (кикимора, домовой, русалка, ночница и др.) прядет тогда, когда прялка оставлена на ночь (или на праздник) с неоконченной куделью или без благословения. Иногда, оставляя Прялку на ночь, произносили оберег: «Хозяюшко домовой, не трогай моей прялочки, пусть она тут лежит», а веретено убирали. Сама прялка могла восприниматься как атрибут нечистой силы или ее заместитель. Девушки верили, что если не допрясть кудели накануне Рождества, то прялка придет за ними в церковь при венчании, если оставить Прялку с куделью на ночь или на праздники, то прялка будет преследовать, пугать, танцевать рядом. Верили, что, если ночью привидится кикимора с прялкой на лавке, быть в той избе покойнику, если ударить прялкой девушку, то ей попадется плохой муж или плохие свёкор со свекровью, а если ударить прялкой ребенка, то он заболеет. Мотив прядения отражен в ряжении. В этом случае прядение символизировало богатство, размножение. У русских кикимора при обходе домов «пряла» в углу на принесенной с собою прялке. Прялка служила оберегом для девушки. По представлениям болгар, прялка охраняет девушек и молодиц от любви змея и самовил, от злой встречи, сглаза и порчи. Поэтому девушка, идя в поле на работу, брала с собою прялку и по пути, особенно когда встречала много людей, пряла. После свадьбы деверь, который неотлучно ходил с невестой и охранял ее, дарил ей расписанную прялку в качестве оберега. У русских для лечения детей от ночного плача и от испуга клали под колыбель мальчику топор, а девочке — прялку; чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором втыкали прялку с куделью и веретеном. Чтобы ласка не вредила курам, у болгар бросали на курятник прялку с куделью. |
||||||||||||||||||||||||||||