Швейное материаловедение/Документы
Стандарты образования
Рабочая учебная программа
Тематический план
План самостоятельной работы студентов
Технологическая карта дисциплины

Рабочая учебная программа

Пояснительная записка

Программа курса «Швейное материаловедение» разработано в соответствии со стандартом и применительно к учебному плану по специальности.

Цель курса данной дисциплины сформировать профессиональные компетенции будущего учителя технологии в области швейного материаловедения.

Задачи курса: Познакомиться с производством швейных материалов, научиться определять их свойства, знать новые направления в развитии текстильной промышленности, овладеть методами обучения школьников элементам швейного материаловедения.

Программой данного курса предусматривается изучения студентами теоретических вопросов совместно с лабораторно-практическими занятиями. Теоретический раздел программы включает изучение основных видов и свойств материалов, применяемых при изготовлении одежды. Студенты должны изучить строение и свойство волокон пряжи, нитей, а так же особенности производства тканей, трикотажа и других материалов.

На лабораторно-практических занятиях, используя знания теоретического курса, студенты по образцам и при помощи лабораторных исследований изучают виды, строение, свойства, ассортимент волокон, тканей и других материалов, используемых при пошиве одежды.

    В результате изучения курса студенты должны знать:
  • свойства всех видов волокон и процесс их получения;
  • основы текстильного производства, строение и свойства всех видов тканей; ассортимент тканей, утепляющие, прокладочные и отделочные материалы.
    Должны уметь:
  • лабораторным и органолептическим методами определять виды ткани, технологические и гигиенические свойства тканей;
  • отличить ткань по внешнему виду;
  • давать им характеристику;
  • определять возможности применения.

Отдельно выделен раздел «Методика обучения школьников элементам швейного материаловедения». На практических занятиях студенты разбирают вопросы частной методики преподавания МШП, учатся писать конспекты уроков, выполняют наглядные пособия и другую методическую работу.

В помощь студентам для самостоятельной работы разработан электронный учебник «Швейное материаловедение», который размещен в информационно-методической системе колледжа.

Изучение курса необходимо рассматривать в комплексе с другими предметами спец. курса «Основы технологии швейных изделий», «Конструирование и моделирование одежды», «Методика преподавания технологии».

Контроль знаний студентов осуществляется по модульно-рейтинговой системе в течение всего периода обучения (1 семестр) носит накопительный характер за счет интегрирования результатов различных форм контроля при определении окончательной оценки знаний студентов.

В течение семестра предусмотрены следующие формы контроля:
-входной;
-текущий;
-промежуточный;
-итоговый (дифференцированный зачет) согласно учебного плана.

Для получения зачета по каждому из модулей нужно набрать минимальное количество баллов. Для дифференцированного зачета нужно набрать не менее 60% от максимальных баллов: ? 300 баллов.

Общая оценка складывается из результатов текущего, промежуточного и итогового контроля.
Студенты набравшие:
300-350 – «3»
360-440 – «4»
450-500 – «5»

Содержание дисциплины

Введение

Задачи и содержание курса «Швейное материаловедение», его роль в общей системе подготовки учителей технологии. Связь предмета с другими дисциплинами. Развитие текстильной промышленности в России.

Модуль 1. Текстильные волокна

    Студент должен знать:
  • классификацию текстильных волокон;
  • строение волокон, химический состав и свойства волокон;
  • влияние строения и свойств на внешний вид и свойства тканей;
    Должен уметь:
  • определять органолептическим методом ткни из натуральных и химических волокон;
  • определять область применения тканей из этих волокон;
  • характеризовать ткани из натуральных и химических волокон.

Тема 1.1. Общие сведения о волокнах

Общие сведения о волокнах. Классификация текстильных волокон.
Понятие о свойствах волокон: разрывной нагрузке, удлинение, стойкости к истиранию, гидроскопичности, теплостойкости, химстойкости.

Тема 1.2. Натуральные волокна

Хлопок. Хлопководство. Строение волокон, химический состав и свойства волокон.
Влияние строения на внешний вид и свойства тканей. Применение хлопка.
Лен. Строение льняного стебля, элементарных и технических волокон. Химический состав и основные свойства. Влияние строения волокон на внешний вид и свойства тканей. Применение.
Шерсть. Овцеводство. Основные виды шерсти. Строение и химический состав шерстяного волокна. Типы волокон шерсти. Свойства шерстяного волокна. Влияние строения и свойства волокон на внешний вид и свойства тканей. Применение шерстяного волокна.
Натуральный шелк. Шелководство. Получение шелка сырца. Строение коконной нити, ее химический состав. Основные свойства натурального шелка и применение.

Тема 1.3. Химические волокна

Искусственные волокна. Краткие сведения о производстве вискозного волокна. Строение и свойства вискозного, ацетатного волокон. Влияние строения волокон на внешний вид и свойства тканей. Применение волокон. Краткая характеристика и применение металлических нитей.
Синтетические волокна. Принцип получения синтетических волокон. Строение и свойства волокон капрона, лавсана, нитрона, хлорина, Спандекса. Мононити, комплексные нити, профилированные, штапельные волокна. Влияние строения и свойств на внешний вид и свойства тканей. Применение.

Лабораторно-практическое занятие

«Изучение свойств натуральных и химических волокон, методы их распознания».

Модуль 2. Основные технологии текстильного производства

    Студент должен знать:
  • виды нитей и особенности их получения из натуральных и химических волокон;
  • характеристику элементарных, комплексных, крученых, текстурированных и профилированных нитей;
  • свойства пряжи и нитей;
    Должен уметь:
  • определять виды пряжи;
  • определять дефекты ткани;
  • использовать виды отделки ткани.

Тема 2.1. пряжа и нити

Основы процесса прядения. Виды нитей и особенности их получения из натуральных и химических волокон. Характеристика элементарных, комплексных, крученых, текстурированных и профилированных нитей. Структура, состав и свойства пряжи и нитей: линейная плотность, разрывная нагрузка, удлинение крутка.

Тема 2.2. Ткачество

Краткие сведения о технологии получения тканей. Дефекты ткани, возникающие в процессе ткачества и влияние на швейный процесс. Совершенствование технологии ткацкого производства. Современное состояние и пути развития отрасли.

Тема 2.3. Отделка

Основные процессы отделки х\б, шерстяных, шелковых тканей. Виды предварительной и заключительной отделки тканей. Специальные виды отделок.

Лабораторно-практическое занятие

«Исследование образцов пряжи и нитей. Определение нитей основы и утка, лицевой и изнаночной стороны ткани».

Модуль 3. Состав, строение и свойства ткани

    Студент должен знать:
  • методы определения волокнистого состава: органолептический и лабораторный;
  • классификация ткацких переплетений, их графическое изображение;
  • влияние переплетений на внешний вид и свойства тканей;
    Должен уметь:
  • определять переплетение тканей;
  • учитывать свойства тканей при выборе режимов обработки;
  • использовать виды отделки ткани.

Тема 3.1. Состав тканей

Влияние состава на внешний вид и свойства тканей. Методы определения волокнистого состава: органолептический и лабораторный.

Тема 3.2. Строение тканей

Классификация ткацких переплетений, их графическое изображение. Характеристика простых, сложных и крупноузорчатых переплетений.
Влияние переплетений на внешний вид и свойства тканей. Фактическая и максимальная плотность тканей.

Тема 3.3. Свойства тканей

Механические свойства ткани. Прочность и удлинение. Сминаемость ткани. Влияние сминаемости на процессы швейного производства и моделирование. Пути уменьшения сминаемости тканей. Жесткость и драпируемость тканей. Методы их определения.
Технологические свойства тканей. Скольжение и зависимость от строения нитей, переплетений, отделки ткани. Влияние скольжения тканей на процессы швейного производства. Сопротивление тканей резанию при раскрое. Сжимаемость тканей, раздвижка тканей в швах. Факторы, определяющие раздвижку нитей. Осыпаемость, факторы, обуславливающие осыпаемость по срезам. Методы определяемости осыпаемости. Повреждение тканей иглой. Зависимость повреждения от структуры, волокнистого состава, характера отделки, состояния иглы. Соответствие номера иглы и ниток структуре обрабатываемой ткани. Усадка ткани. Факторы, влияющие на величину усадки. Значение усадки для моделирования и процессов швейного производства. Способность ткани к формованию. Режим ВТО тканей различного волокнистого состава. Дефекты, возникающие в процессе ВТО, меры их предупреждения.
Физические свойства тканей. Гидроскопичность, водопоглощаемость, водоупорность ткани. Воздухопроницаемость, паропроницаемость, теплозащитные свойства. Факторы, определяющие эти свойства.
Оптические свойства. Художественное оформление тканей, блеск, цвет, группировка тканей по расцветке.

Лабораторно-практические занятия

«Анализ и исследование ткацких переплетений. Выполнение коллекций тканей по переплетению».
«Изучение свойств тканей трикотажа по предложенным образцам. Выполнение образцов декоративных буф из различных тканей и трикотажа».

Модуль 4. Ассортимент швейных материалов

    Студент должен знать:
  • требования, предъявляемые к различным материалам;
  • общие сведения о трикотаже;
  • характеристика и свойства трикотажных полотен;
  • классификация швейных ниток. Требования к ним;
  • уход за одеждой в зависимости от волокнистого материала, текстильного изделия;
    Должен уметь:
  • выбирать основные дублирующие материалы в зависимости от модели и ее назначения;
  • определить правила ухода за изделием.

Тема 4.1. Кожа, трикотаж

Требования, предъявляемые к дублированным материалам. Свойства и режимы обработки изделий из дублированных материалов. Ассортимент одежных кож. Натуральная кожа и замша. Способы их получения. Свойства и режимы обработки.
Общие сведения о трикотаже. Классификация, структура, состав и свойства трикотажных полотен. Особенности обработки трикотажных полотен в швейном производстве.

Тема 4.2. Утепляющие материалы

Натуральный мех, его свойства, ассортимент. Искусственный мех, способы производства ткацкого, трикотажного, клеевого искусственного меха. Режимы обработки в швейном производстве. Вата, ватин, синтепон: их разновидности, свойства применения.

Тема 4.3. Прокладочные материалы, фурнитура

Классификация швейных ниток. Требования к ним. Отделочные материалы – ленты, тесьма. Кружевное шитье. Их свойства и использование в швейном производстве. Пуговицы, пряжки, кнопки, крючки. Требования к фурнитуре и ее использование. Виды прокладочных материалов, свойства и режимы обработки. Выбор материалов в соответствии с назначением швейных изделий.

Тема 4.4. Уход за одеждой

Уход за одеждой в зависимости от волокнистого материала, текстильного изделия. Знакомство с символами (стирка, химчистка, отбеливание, сушка). Причины изнашивания тканей.

Лабораторно-практическое занятие

«Уход за одеждой». Изучение символов по уходу за одеждой: химчистка, стирка, сушка и т.д. Выполнение наглядных пособий по проверке знаний этого раздела школьниками».

Модуль 5. Методика обучения школьников элементам швейного материаловедения

    Студент должен знать:
  • содержание программы раздела «Швейное материаловедение» в 5, 6, 7 классах;
  • методы и формы работы;
    Должен уметь:
  • поставить цель урока;
  • разработать наглядные пособия к уроку.

Методика обучения школьников элементам швейного материаловедения в школе 5,6,7 кл. Анализ программы раздела, форм и методов занятий, выполнение наглядных пособий.

Лабораторно-практическое занятие

Методика обучения школьников элементам швейного материаловедения в 5,6,7 классах школьной программы.