Лабораторные работы по курсу

«Методика профориентации учащихся »

 

                                                              

102. Согласование своей работы с другими (сотрудничество).

103. Военная дисциплина.

104. Работа более головой, чем мускулами (ум, внимание).

105. Самостоятельно думать и распоряжаться, целесообразно распре­делять отдельные фазы работы по месту и по времени.

106. Быстро принимать решения при изменении ситуации.

107. Совершать также опасную работу (степень риска).

108. Постоянство, не капризность, независимость от настроения.

109. Осторожность.

110. Порядок, старательность, чистота.

111. Терпение, способность медленно и верно двигаться к цели.

112. Приказывать.

113. Энергичность, способность оживлять работу и побуждать к ней, сообщать другим свою волю.

114. Умение общаться с подчиненными, быть с ними справедливыми.

115. Тактичность, умение обращаться с людьми различного общест­венного положения, характера и т.д.

116. Повиноваться, в точности выполнять предписания.

117. Добросовестность, чувство долга, исполнительность.

118. Способность не давать себе мешать лицам начальствующим или опасным.

119. Ответственность, способность заниматься руководящей работой.

120. Абсолютная честность, уметь не соблазняться доверенными ве­щами или деньгами.

121. Умение молчать, конфиденциальность.

122. Всегда ровный приятный характер.

123. Самостоятельная организация, целесообразное распределение работы между отдельными лицами.

124. Самостоятельное комбинирование, способность разбираться в фазах производственных процессов, в отдельных частях производства и в их взаимном соотношении.

125. Критическое отношение к своей работе.

126. Критическое отношение к чужой работе.

127. Быстро замечать и поправлять ошибочные замечания.

128. Быстрый и уверенный письменный счет.

129. Быстрый и уверенный счет в уме.

130. Умение выражаться письменно.

131. Умение выражаться устно.

132. Умение чертить.

133. Умение рисовать.

 

 

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Большинство подростков не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию. Свободное, сознательное и обоснованное решение можно принять на основе знания всей ситуации выбора и умения ей управлять.

Прежде всего, необходимы знания о мире профессий.

Следует различать понятия - «профессия» и «специальность».

ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности, ограниченный вследст­вие разделения труда, требующий специальных знаний и опыта и обеспе­чивающий условия существования индивида. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.

Профессия объединяет группу родственных специальностей. Напри­мер, профессия учителя включает специальности: учитель химии, учитель истории, учитель математики и т.д.

Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет систе­матизация, классификация профессий и специальностей. Существует множество классификаций.

Мы  используем  классификацию,  предложенную академиком Е.А.Климовым. Основными признаками этой классификации являются предмет, цель, орудия и условия труда

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ

По цели труда   

По предмету труда   

По орудиям труда

По условиям труда

Классы профессий  

Типы профессий    

Отделы профессий

Группы профессий

Гностические

Человек-природа  

Профессии ручного труда

Открытый воздух

Преобразующие  

Человек-техника  

Профессии механи­зированного труда

Бытовой микро­климат

Изыскательские  

Человек-человек  

Профессии автома­тизированного труда

Необычные условия

 

Человек-знаковая система

Профессии с функ-

циональными орудиями труда

Повышенная моральная ответственность

 

 

По признаку предмет труда А.Климов выделяет пять типов профессий:

1. « Человек-человек» (предмет труда - люди, группы, коллективы).

2. «Человек-техника» (предмет труда - машины, механизмы, техниче­ские системы).

3. «Человек-природа» (предмет труда - животные, растения, биологи­ческие, микробиологические процессы).

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                  3

                                                                                                                                     

4. « Человек-знаковая система» (предмет труда - тексты, цифры, чер­тежи, карты, условные знаки, шифры, коды).

5. «Человек-художественный образ» (предмет труда - литература, живопись, искусствоведение).

Каждый из пяти типов профессий в свою очередь подразделяется на подтипы в зависимости от целей, орудий и условий труда.

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (пять подтипов)

1. Медицинское обслуживание.

2. Воспитание и обучение.

3. Бытовое обслуживание.

4. Информационное обслуживание

5  Защита общества и государства.

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (три подтипа)

1. Создание, монтаж, сборка технических устройств.

2. Эксплуатация технических средств.

3. Ремонт технических устройств.

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (три подтипа)

1. Изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни расте­ний и животных.

2. Уход за растениями.

3. Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вре­дителями и возбудителями болезней.

ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИТЕМА (четыре подтипа)

1. Тексты на родном и иностранных языках.

2. Цифры, формулы, таблицы.

3. Чертежи, карты, схемы.

4. Звуковые сигналы.

 ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (три подтипа)

1. Создание, проектирование, моделирование художественных произ­ведений.

2. Воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, об­разцу в единственном экземпляре.

3. Воспроизведение, копирование, размножение художественных произведений в массовом производстве.

Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо иметь как   можно   больше   сведений   о   выбранной   профессии. ПРОФЕССИОГРАММА - это описание системы требований, предъяв­ляемых определенной ПСИХОГРАММА - краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, специальностью, профессией или их группой к человеку. Частью профессиограммы является перечень необ­ходимых данному профессионалу способностей.

 

 

 

 

4

 

74. Одновременно выполнять различными конечностями, различного рода работу.

75. Быстрая смена различных деятельностей различными конечно­стями.

76. Высокая степень упражняемости.

77. Способность сохранять долгое время непрерывное внимание к ра­боте, не уставая и не снижая внимания вследствие утомления.

78. Долго переносить голод, жажду, не истощаясь.

79. Способность противостоять влиянию погоды или нечувствитель­ность к этому влиянию.

80. Подавление сонливости.

81. Смена дневной и ночной работы.

82. Продолжительное наблюдение за одним предметом.

83. Продолжительное наблюдение за несколькими предметами одним и тем же органом чувств (осмотрительность).

84. Одновременно следить различными органами чувств, быстро отвечать на раздражение одного органа, не снижая внимания и ощущения других.

85. Концентрация внимания на определенном повторяющемся перио­де рабочего процесса.

86. Величайшее напряжение внимания в определенные периоды.

87. Быстро менять направление внимания, готовность воспринимать все новые ощущения.

88. Способность не ослаблять внимания под влиянием испуга или не­ожиданных впечатлений.

89. Не ослаблять внимания в присутствии лиц другого пола.

90. Способность делать наблюдения без сознательного и произволь­ного направления внимания.

91. Переносить неприятные впечатления (дурной запах, шум, грязь).

92. Способность переносить мелкие неприятные ощущения (холодная вода, ожог)

93. Однообразная работа.

94. Работать не по схеме, самостоятельно. без потрясений

95. Тщательно выполнять, привычную работу.

96. Изобретение неизвестных приемов для обеспечения или ускоре­ния предписанной работы.

97. Часто менять работу, не теряя лишнего времени на приноравливание.

98. Быстро приспосабливаться к новым и непривычным требованиям.

99. Соревнования.

100. Совместная и дружная работа в общем помещении.

101. Долгое пребывание в одиночку и отсутствие возможности обще­ния с людьми.

 

 

 

 

                                                                                                                                                              25

 

51. Точное и продолжительное воспоминание чисел, слышанных или

виденных один раз или редко.

52. Точная и продолжительная память на слова, фамилии, слышанные или виденные один раз или редко.

53. Точно и уверенно узнавать предметы по их форме и величине.

54. Правильно писать.

55. Выполнять грубые и сильные движения.

56. Выполнять малые и ловкие движения, точно разделять малые движения пальцев и уверенно и спокойно выполнять предписанные ма­лые движения, особенно правильно их направлять.

57. Красивый и разборчивый почерк.

58. Точно соразмерять движения, особенно их силу.

59. Уверенное и правильное выполнение широких движений (руки) в отношении направления и величины (прицел).

60. Частое и быстрое повторение одного и того же движения (как при пилении).

61. Частая и быстрая смена различных движений одной и той же ко­нечностью (руки,ноги).

62. Приноравливать темп собственных движений к данному постоян­ному темпу.

63. Приноравливать темп собственных движений к данному изме­няющемуся темпу.

64. Способность ускорять при особых обстоятельствах темп работы.

65. Соединять в группы часто повторяющуюся последовательность различных движений (общий импульс).

66. Быстро отвечать на различные впечатления собственными раз­личными движениями.

67. Очень быстро и уверенно выбирать между движениями, возмож­ными в определенном случае (присутствие духа).

68. Быстро выполнять предписанные движения в определенной фазе работы.

69. Быстро отвечать на неожиданные зрительные восприятия опреде­ленными предписанными движениями.

70. Быстро отвечать на неожиданное слуховое восприятие определен­ными движениями.

       71. Быстро отвечать на неожиданное восприятие осязательное или сопротивление

определенным предписанным движением.

72. Быстро отвечать на неожиданное нарушение равновесия опреде­ленными предписанными движениями.

73. Быстро узнавать и различать неожиданные перемены в ритме движений, быстро отвечать на них определенными предписанными дви­жениями.

 

 

 

 

 

 

 

24

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

 «Классификация профессии по признаку - предмет труда»

ЦЕЛЬ: Научить студентов пользоваться типологией профессий Кли­мова Е.А.

       МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - таблицы типологий 2 Е.А.

Климова; контрольные списки профессий. ЛИТЕРАТУРА:

1. Климов Е.А. Личность, профессия и научно-практическая профконсультация. - В кн. «Молодежь и труд». - М., 1970.

2. Климов Е.А. Путь в профессию. -Л.: Ленцздат, 1974.

3. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

 ЗАДАНИЕ: используя контрольные списки профессий, классифици­ровать их по признаку - предмет труда.

1.        ТАБЛИЦЫ ТИПОЛОГИЯ

Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Подтипы

 

медицинское обслуживание

 

воспитание и обучение

 

бытовое обслуживание

 

информационное обслуживание

 

защита общества и государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип « ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Подтипы

 

Создание, монтаж,сборка технических устройств

 

Эксплуатация технических средств

 

Ремонт технических устройств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Подтипы

 

Изучение ,исследование, анализ состояния и условий жизни растений и животных

 

уход за растениями и животными

 

профилактика заболеваний растений и животных, борьба с и вредителями и возбудителями болезней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                               5

Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Подтипы

 

тексты на родном и иностранном языках

 

цифры, формулы, таблицы

 

чертежи, карты, схемы

 

звуковые сигналы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Тип ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Подтипы

 

создание, проектирование, моделирование художествен­ных произведений

 

воспроизведение, изготовле­ние различных изделий по эскизу, образцу в единствен­ном экземпляре

 

воспроизведение, копирова­ние, размножение худ. про­изведений в массовом про­изводстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. КОНТРОЛЬНЫЕ СПИСКИ ПРОФЕССИЙ

Телефонист

Ювелир

Энтомолог

Композитор

Рулевой-моторист

Корректор

Экономист

Мастер ПТУ

Учитель биологии

Микробиолог

Приемщик ателье

Машинист автокрана

Инженер технолог

Пчеловод

Радист

Ветеринар

Печатник

Копировщик

Продавец

Участковый инспектор

Хореограф

 

Официант

Следователь

Программист

Программист

Живописец по росписи

фарфора

Овощевод

Монтажник

Тренер

Делопроизводитель

Врач карантинной

службы

Токарь

Фельдшер А

Слесарь-сборщик

Экскурсовод

Наладчик

Журналист

Животновод

Стюардесса

Чертежник

Водитель такси

Штурман

Модельер

Юрист

Актер

Лектор

Машинист

электровоза

Зоотехник

Реставратор

Библиотекарь

Закройщик

Архитектор

Гравер

Агрохимик

Санитарка

Медсестра

Скульптор

Врач-хирург

Кассир

 

 

6

21. Оценка ускорения предметов.

22. Оценка замедленных движении.

23. Оценка пространственного соотношения предметов.

24. Оценка и наблюдение на глаз небольших расстояний (см , мм).

25. Оценка и сравнение длин и величин, особенно при различном по­ложении сравниваемых предметов или при различном их расстоянии или при одинаковом или меняющемся положении наблюдателя.

26. Оценка углов, особенно прямых.

27. Быстро узнавать небольшие отклонения от предписанной формы (прямой угол, параллельность, окружность).

 28. Быстро узнавать небольшую разницу в форме, величине, распо­ложении и т.д. (сортировка).

29. Оценка и сравнение на ощупь небольших расстояний (машинопись)

30. Сравнение расстояний, воспринятых путем зрения и осязания.

31. Находить зрительно воспринятую точку в пространстве (дыру) посредством невидимого глазом ощупывания.

32. Узнавать направления, откуда исходит звук.

33. Быстро узнавать отклонения в высоте тона, силе звука, тембра.

34. Быстро узнавать зрительные впечатления.

35. Быстро и правильно читать.

36. Быстро и правильно восполнять неполные впечатления.

37. Разбираться в неясном почерке.

38. Понимать неясное произношение.

39. Точно и наглядно представлять себе предметы и их части (конст­руктивная фантазия).

40. Понимать строение и работу машин.

41. Пространственно представлять нарисованные предметы, пред­ставлять проекцию на плоскость и разрез пространственных предметов.

42. Быстро и верно запечатлеть пространственные соотношения.

43. Уверенно запечатлевать путем немногих повторений известную связь между явлениями.

44. Запоминать сразу большие цитаты и целиком их повторять.

45. Уверенность при немедленном повторении только что прочитанного.

46. Уверенность при немедленном повторении только что услышанного.

47. Быстро вспоминать заученное на память.

48. Точное и продолжительное воспоминание о впечатлениях и поло­жениях, пережитых один раз или редко.

49. Точное и продолжительное воспоминание о местах и путях ви­денных один раз или редко.

50. Точное и продолжительное воспоминание о людях, виденных

только один раз или редко.

                                                                                                                                                                23

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

 «Составление психограммы»

ЦЕЛЬ: Определить, какие индивидуально-психологические качества требует от человека выбранная Вами профессия.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: перечень психофизических и личностных качеств для составления психограммы Липмана.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы професснографин. Учебное пособие по спецкурсу для сту­дентов педагогических институтов / Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск:

Министерство просвещения России, 1991.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990. ЗАДАНИЕ:

1. Составить психограмму выбранной вами профессии.

2. Оценить ценность свойств по пятибалльной системе

ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ:

1. Восприятие, быстрое узнавание не бросающихся в глаза слабоос­вещенных или отдельных предметов.

2. Восприятие, быстрое узнавание различных  тихих или разнообраз­ных шумов.

3. Восприятие, и умение различать запахи.

4. Восприятие и умение различать ритмы.

5. Восприятие и умение различать вкусовые ощущения.

6. Быстро различать разницу в температуре.

7. Быстро замечать колебания атмосферного давления.

8. Быстро замечать разницу в весе.

9. Быстро распознавать разницу во влажности.

10. Замечать незначительные шероховатости с помощью осязания.

11. Различать различные степени гладкости и неровности.

12. Различать толщину различных предметов (ниток, картона).

13. Различать гибкость и твердость предметов.

14. Быстро узнавать или сравнивать различные степени сопротивле­ния или давления.

15. Узнавать или различать цвета (основные)

16. Узнавать даже незначительные оттенки и степени цвета.

17. Оценка больших промежутков времени (дней, недель, месяцев).

18. Оценка коротких промежутков времени (секунд, минут).

19. Оценка больших расстояний (км).

       20. Оценка и умение различать скорости и направления движения предметов.

 

 

 

 

 

 

 

22

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

 «Составление карт профессий»

ЦЕЛЬ: Научить студентов анализировать содержание профессии, со­ставлять карты профессий.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: профессиограммы профес­сий, классификация профессий Е.А. Климова.

1. Климов Е.А. Личность, профессия и научно-практическая проф-консультация. - В кн. «Молодежь и труд», 1970.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

3. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. -Тула, 1990.

ЗАДАНИЕ: 1. Составить формулу классификации профессии.

                     2. Составить карту профессий по таблице:

 

Название профессии

 

Характерные особенности труда

 

Орудия труда, используемые в профессио­нальном труде

 

Знания,умения, навыки необходимые в профессиональном труде

 

Требования, предъявляемые профессией к лич­ности рабошнка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ценность данной профессии для общества

 

Какие нредприягие нуждаются в рабогни-к;|\ данной профессии

 

Где можно овла­деть избранной профессией

 

Противопоказанные про­фессионально-производственные факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:

ПРОФЕССИОГРАММА

Профессии швеи-мотористки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Большая и трудная задача стоит перед работниками сферы обслужи­вания населения, в частности легкой промышленности - шить красивую и модную одежду, удовлетворяющую потребности населения в добротной, удобной одежде, как для работы, так и для отдыха, это требует от работ­ников отрасли большого творчества в труде, постоянного улучшения ка­чества выпускаемых изделий и обновления их ассортимента.

Одной из самых массовых профессии швейных предприятий является профессия швеи-мотористки.

ОПИСАНИЕ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА

Швея-мотористка выполняет работу по изготовлению легкого платья, белья и других швейных изделий на универсальных и специальных ма-

 

 

 

                                                                                                                                                          7

 

шинах (с приспособлениями и без них) в соответствии с установленными техническими требованиями. В процессе работы подбирают номера игл, номера и длины нитей для выполнения различных видов машинных стро­чек, швов, заправляет и регулирует натяжение нити, регулирует силу дав­ления лапки на ткань, устанавливает иглы, лапки и изделия под иглой, регулирует величину и частоту машинных стежков для различных тканей, подготавливает крой к работе, проверяет его качество и линии в соответ­ствии с рисунком и образцом модели. Выполняет параллельные, оваль­ные, ломаные и зигзагообразные строчки на ткани, закрепляет конусы строчек, соединяет детали изделия из различных тканей при помощи швов. Выполняет работы по заправке, регулировке спецмашин (для сте­гальных операций, выметывание петель, подшивочных работ, обметывание краев деталей) и управление ими. Осуществляет уход, чистку, смазку машин при необходимости устраняет неполадки в их работе. Производит окончательную отделку готовых изделий, чистку и влажно-тепловую об­работку утюгом.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТИ

Швея-мотористка должна обладать усидчивостью, трудолюбием, аккуратностью, сосредоточенным вниманием, хорошим глазомером,

конструктивным воображением, высокой степенью согласованности движения рук.

УСЛОВИЯ РАБОТЫ

Швея-мотористка работает на швейных производственных объедине­ниях, швейных фабриках и предприятиях бытового обслуживания. Все перечисленные предприятия имеют нормальные условия труда, работают в 1-2 смены.

НЕОБХОДИМЫЕ ЗДАНИЯ

Швея-мотористка должна знать устройство и назначение универсаль­ных и специальных швейных машин, применяемые приспособления; ви­ды основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение, пошивочные свойства, особенности изделий из новых тканей; виды и фа­соны женского и детского платья, блузок, основные сведения о конструи­ровании изделий, технологическую последовательность их изготовления, основные сведения о стандартизации и контроле качества готовой про­дукции. Для успешной работы, кроме специальных знаний, необходимы также прочные знания по математике, черчению, рисованию, химии, ана­томии и физиологически человека в объеме программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

Сердечно­сосудистая система

 

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на вы­соте, с движущимися механизмами, шум и вибрация

 

Радиомеханик,портной, секретарь-референт, пче­ловод

 

Органы пищеваре-ния

 

Контакт с токсическими веществами, зна­чительное физическое и нервное напряже­ние, работа, связанная с нарушением ре­жима питания, вынужденная рабочая поза, предписанный темп работы и невозмож­ность соблюдать режим питания

 

Сборщик полупроводни­ков, оператор ЭВМ, сле­сарь по ремонту автомо­билей, декоратор-оформитель

 

Нервная система

 

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, осо­бенно нервно-паралнтичсского действия, работа, связанная с повышенной опасно­стью травматизма

 

Резчик но дереву, за­кройщик, столяр

 

Почки моче-выводящие пути

 

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с наруше­нием питания, вибрация

 

Сборщик полупроводни­ков, оператор ЭВМ, сле­сарь по ремонту автомо­билей, декоратор-оформитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                         21

• специальные условия: влияние профессии на образ жизни работни­ка,

 его быт в т.д.;

• экономические условия: организации труда, система оплаты, отпуск.

4. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИИ:

• пути получения профессии: бригадно-индивидуальное обучение, курсы, СПТУ, техникум, вузы;

• связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятель­ностью в школе;

• уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, не­обходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии;

• перспективы профессионального роста;

• где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Заболевание

 

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

 

Некоторые рекомендуе­мые профессии и специ­альности

 

Органы зрения

 

Работы, требующие особо высокой точно­сти, напряженности зрения, ношения за­щитных очков,значительного физического напряжения, пребывания тела в наклонном положении

 

Продавец, бармен,опера­тор, оператор птицефаб­рики и птицефермы, са­довод, слесарь по ремон­ту автомобиля

 

Органы слуха

 

Работа, требующая хорошего слуха и об­ращения с людьми, слухового напряжения, а также связанная со значительным шумом и вибрацией

 

Чертежник, вышиваль­щица, швея-мотористка, обувщик, цветовод, фото­граф, кондитер

 

Кожа

 

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность, неблаго­приятный микроклимат, постоянное ув­лажнение и загрязнение, охлаждение рук

 

Оператор ЭВМ, сборщик часов, полупроводников, чертежник-конструктор

 

Опорно-двигательная система

 

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице, напряженная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа па высоте, у движущихся механизмов

 

Сборщик микросхем, телеграфист, швея-мотористка

 

Органы дыхания

 

Неблагоприятный микроклимат, загазо­ванность, запыленность, контакт с токси­ческими веществами, значительное физи­ческое напряжение, все виды излучения

 

Контролер-кассир, кино­механик, цветовод ,опе­ратор станков с пусковым управлением ,оператор связи

 

 

20

ТРЕБУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Швея-мотористка должна уметь выполнять работы по изготовлению легкого платья, белья и других швейных изделий: в процессе работы пра­вильно подобрать иглы, номера и длины нитей, заправлять и регулиро­вать натяжение нити, силу давления лапки на ткань, величину и частоту

машинных стежков для различных тканей; правильно заправлять, регули­ровать и управлять специальными машинами и т.д.

ОПЛАТА ТРУДА

Оплата труда сдельно-премиальная.

ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИИ СЛЕСАРЯ-ИНСТРУМЕНТАЛЬЩИКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Профессия слесаря одна из старейших рабочих профессий. Она

включает в себя множество специальностей, одной из которых является специальность инструментальщика.

Слесарь-инструментальщик - это высококвалифицированная специ­альность, где доля умственного труда и ручного искусства делает эту профессию особенно интересной.

Ее относят к наиболее перспективным профессиям нового типа, в ко­торых основой квалификации является уровень общего и специального образования.

Слесарно-инструментальные работы настолько разнообразны, что

профессия эта подразделяется на ряд специальностей по видам изготав­ливаемой продукции.

Различают следующие специальности слесарей-инструментальщиков:

• по изготовлению и ремонту штампов для горячей штамповки;

• по изготовлению и ремонту измерительного и обрабатывающего ин­струмента;

• по изготовлению и ремонту штампов для холодной штамповки;

• по изготовлению и ремонту пресс-форм для пластмасс и литья под давлением;

• по изготовлению и ремонту кондукторов и приспособлений для со­временных станков.

Из   перечисленных   специальностей   видно,   что   слесари-инструментальщики создают большое число современной техники для производства массовой и уникальной продукции.

Слесари-инструментальщики принадлежат к числу наиболее искус­ных и знающих рабочих. Они успешнее овладевают профессией наладчи-

 

 

                                                                                                                                                          9

 

ка и часто занимают в службе наладки инструментального производства наи­более ответственные участки. Многие инструментальщики работают кон­сультантами на производстве и в научно-исследовательских институтах.

     Профессия слесаря-инструментальщика поистине политехнична:

здесь нужно знать и ручную и станочную и термическую и другие виды обработки, поэтому из числа инструментальщиков вышло много коман­диров производства: мастеров, бригадиров, начальников цехов, директо­ров заводов. Много бывших инструментальщиков и среди ведущих дея­телен науки и техники.

ОПИСАНИЕ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РАБОТЫ

Слесарь-инструментальщик работает на крупных специализирован­ных инструментальных заводах, а также в инструментальных цехах, имеющихся на многих машиностроительных предприятиях. Он изготав­ливает из металла и неметаллических материалов, инструменты для обра­ботки и измерения продукции, обеспечивает бесперебойное снабжение производства оснасткой и приспособлениями, необходимыми для изго­товления различных деталей.

Он производит сложные детали, узлы и агрегаты для различных стан­ков, сложные формы для проекционной (особо точной) отливки всевоз­можных деталей.

Слесарный способ обработки - ручной. К основным слесарным опе­рациям относятся: разметка, рубка и резка, опиливание, нарезание резь­бы, правка и гибка, притирка, сверление, зенкование и зенкерование, раз­вертывание отверстий, клепка, пайка и др. Кроме выполнения названных операций, слесари-инструментальщики собирают готовые изделия из соз­данных ими же деталей. Слесарные операции производят при помощи слесарных инструментов: напильников, плоскогубцев, отверток, молот­ков, зубил, метчиков, шаберов, паяльников, разверток и др.

       Все большее применение находят механические приспособления, с помощью которых выполняют трудоемкие и физически тяжелые виды обработки (например, зачистку заготовок, опиливание). Кроме ручного и механического инструмента, слесарь-инструментальщик использует в работе станки (умение работать на сверлильном, фрезерном, шлифоваль­ном, строгальном станках входит в его обязанности). Больше всего ис­пользуют сверлильные станки, на которых выполняют сложнейшие виды работ (сверление глухих и сквозных отверстий, зенкование и зенкерование, развертывание, нарезание резьбы, полирование и др.), а на осталь­ных производят лишь простейшую обработку.       

К квалификации слесаря-инструментальщика предъявляют высокие требования

 

 

 

 

 

 

 

10

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 «Составление профссснограмм»

     ЦЕЛЬ: Научить студентов составлять описание профессий.

      МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: классификация профессий Е.А. Климова, таблица ограничений профессиональной пригодности при различных заболеваниях, тарифно-квалификационный справочник

     ЛИТЕРАТУРА:

1. Основы профессиографии. Учебное пособие по спецкурсу для сту­дентов педагогических институтов / Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск:

Министерство просвещения России, 1991.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

 ЗАДАНИЕ:

1. Составить формулу класси4)икации произвольно выбранной про­фессии.

2. Составить описание произвольно выбранной профессии по сле­дующим разделам:

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОФЕССИИ:

• краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применя­ется профессия;

• краткий исторический очерк и перспективы развития профессии;

• основные специальности, связанные с данной профессией;

• примеры биографий лучших представителей профессий.

2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИИ:

• место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее пер­спективность;

• предмет, средство и продукт (результат) труда

• содержание и характер (функция) трудовой деятельности;

• объем механизации и автоматизации груда;

• общие и специальные знания и умения специалиста данной профес­сии, моральные качества;

• связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. УСЛОВИЯ РАБОТЫ И ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ:

• санитарно-гигиенические условия труда;

• требования к возрасту и здоровью;

• элементы творчества, характер трудностей, степень ответственно­сти, специальные требования к физиологическим особенностям человека. Отличительные качества работника

 

 

 

 

                                                                                                                                                     19

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Оплата труда агронома зависит от объема производимой хозяйством продукции, стажа работы и образования. За перевыполнение планов про­изводства и реализации сельскохозяйственной продукции агроному вы­плачивают премии. Агроному ежегодно предоставляется отпуск на 24 рабочих дня.

Агроном имеет большие возможности профессионального роста и повышения квалификации. Он занимает должности агронома отделения (участка), агронома хозяйства определенной отрасли (овощеводство, по­леводство и т.д.), главного агронома хозяйства. В стране создана широкая сеть научно-исследовательских институтов Всесоюзной сельскохозяйст­венной академии им. В.И. Ленина и сельхозинститутов, в аспирантуре    которых агрономы проводят крупные исследования, становятся кандида­тами и докторами сельскохозяйственных наук. Свою производственную квалификацию агрономы повышают в семинарах, конференциях, симпозиумах.

Кроме этого, в сельскохозяйственных институтах созданы факульте­ты переподготовки кадров, на которых агрономы периодически повыша­ют свою квалификацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Во многих случаях выполняемая им работа сложна и требует боль­шой точности. В числе работ, выполняемых слесарем-инструментальщи­ком, входят также: механическая и ручная притирка и полирование дета­лей; гравировка и чеканка изделий.

Слесарь-инструментальщик выполняет такие сложные работы, кото­рые в ряде случаев невозможно выполнить на самом точном и современ­ном оборудовании, например изготовление сложных сопряжении профи­лей матриц и пуансонов штампов и пресс-форм, обработка и гравирование рельефных изображений на накатных матрицах и др.

Слесарю-инструментальщику нужен разнообразный контрольно-измерительный инструмент. Некоторые инструменты обладают такой высокой точностью, что их через каждые несколько месяцев проверяют в специальной лаборатории, где температура и влажность воздуха поддер­живаются на постоянном уровне, чтобы не влиять на показания приборов. Вообще точность - одно из главных требований, предъявляемых к работе слесаря-инструментальщика.

Таким образом, квалифицированный слесарь-инструментальщик вла­деет широким кругом разнообразных навыков ручного, механизирован­ного и станочного труда и является поистине универсальным рабочим, удовлетворяющим требованиям современного производства.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТИ

 

           Работа слесаря-инструментальщика начинается с чтения, освоения чертежа. Чтение чертежа - один из наиболее трудных моментов в его профессиональной деятельности. Здесь слесарь-инструментальщик вы­ступает как специалист, имеющий значительные чертежно-графические навыки, математические знания, способности к техническим расчетам. Для чтения чертежей нужно уметь представить себе отдельные детали, узлы и все изделие в объеме, понять взаимодействие всех частей в рабо­чем режиме, наметить способы и порядок обработки. Очень важно пред­ставить себе

изделие в действии, когда все его детали взаимодействуют, соприкасаются, разогреваются и изменяются в размерах. Это требует не только больших знаний, но и хорошего развития технического мышле­ния, особенно пространственных представлений.

Инструментальщик четко планирует свою работу, устанавливая поря­док обработки и сборки, чтобы не пропустить ни одной операции, в тоже время не делать лишней работы, что случается при неправильном опреде­лении последовательности действий.

К чертежам приходится обращаться на всем протяжении работы, что­бы не допустить ошибок, поэтому хорошо развитая память на формы и числа помогает сокращать время работы с чертежами. Очень важна для

                                                                                                                                                            11

инструментальщика наблюдательность в отношении мелких различий и форме, величине, расстоянии и т.д.

Сложным видом работы является разметка - перенесение основных элементов чертежа на обрабатываемое изделие. Здесь нужны твердые руки, острота зрения, хороший глазомер.

Большинство слесарных операций ручные, поэтому очень важны склонности к ручному труду и ловкость рук. Большое значение при сле­сарной обработке (опиливание, шабрение, полирование) имеет хорошо развитое суставно-мускульное чувство, позволяющее ощущать и контро­лировать силу нажимных движений, правильность направления движений руки, вооруженной инструментом.

Высокая точность работы требует хорошо развитого чувства осяза­ния. Руки опытного, высококвалифицированного слесаря обладают осо­бой ловкостью и чувствительностью, вырабатывающимися в ходе упор­ной многолетней работы.

Кроме перечисленных качеств, слесарю-инструментальщику необхо­димо обладать аккуратностью, внимательностью. От него требуется твор­ческое и вдумчивое отношение к труду, постоянный самоконтроль, уме­ние терпеливо выполнять точную работу.

Главным условием развития специальных способностей, без которых невозможно достичь высшего уровня мастерства, являются такие качест­ва личности, как трудолюбие, настойчивость, чувство ответственности, активность, инициативность.

Овладение профессией и профессиональный рост невозможны без широкой общеобразовательной и специальной подготовки. Уровень об­щего образования значительно влияет на успешность профессионального обучения и на профессиональное продвижение.

Инструментальщик должен иметь здоровые руки и ноги (противопо­казано плоскостопие), хорошее зрение обоих глаз (следует учитывать, что слабое зрение из-за напряжения во время работы может ухудшиться), здоровые легкие и сердце

(противопоказаны пороки сердца, слабые лег­кие, головокружения), здоровый позвоночник (противопоказано искрив­ление позвоночника), здоровые кожные покровы (противопоказана по­вышенная раздражимость кожи, так как приходиться работать с эмуль­сиями, маслами, пастами и др.).

Обучение профессии не противопоказано лицам со следующими за­болеваниями: органическое поражение клапанов и мышц сердца, в том числе врожденные пороки (без расстройств кровообращения), хрониче­ский гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки с резкими обострениями, хронические заболевания печени и желчных путей, сахар-

 

 

 

12

Большую часть времени агроном проводит в поле, осуществляя кон­троль за качеством и количеством работ. Для передвижения по полям в большинстве хозяйств агроному выделяется легковой автомобиль или транспортное средство.

НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ

Агроном должен знать:

• агрохимический состав почвы, научные основы земледелия, систе­мы обработки почвы, способы борьбы с эрозией почвы, принципы по­строения севооборотов;

• анатомию и физиологию растений, новые сорта сельскохозяйствен­ных культур, состав и свойства удобрений, способы внесения их в почву;

 агротехнику и технологию возделывания и уборки сельскохозяйст­венных культур;

• основы животноводства и кормопроизводства;

                          • назначение, принцип работы и основу эксплуатации            машинно-тракторного парка;

• экономику, организацию и планирование                                         сельскохозяйственного производства;

• основы научной организации труда в колхозах и совхозах;

• охрану труда и меры пожарной безопасности в сельскохозяйствен­ном производстве.

ТРЕБУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Агроном должен уметь:

• проводить лабораторные анализы агрохимического состава почв, минеральных и органических удобрений;

                     • определять всхожесть семян, урожайность сельскохозяйственных культур, производительность машинно-тракторных агрегатов, нормы расхода горюче-смазочных и других материалов

• разрабатывав и осваивать рациональные севообороты, технологические карты по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, хозрасчетные задания производственным подразделениям;

• умело пользоваться приемами и методами экономического анализа          определять экономическую эффективность сельскохозяйственной про­дукции, а также отдельных  агроприемов;

                     • внедрять достижения отечественной и зарубежной науки, а также передовой опыт работы отдельных коллективов в практику сельскохозяй­ственного производства

 

 

 

                                                                                                                                                         17

Инструментальщику третьего разряда надо уметь изготавливать и ремонтировать инструмент и приспособления повышенной сложности пря­молинейною и фигурного очертания (резцы фасонные, фрезы наборные, развертки разжимные, штангенциркули, штампы, кондукторы и шабло­ны), изготавливать сложный и точный инструмент и приспособления с применением технической оснастки и шаблонов.

Выполнять слесарную обработку детален по 3-4 классу точности и их термическую обработку доводить инструмент и рихтовать изготавливае­мые изделия.

Для этого ему необходимо уметь выполнять все основные слесарные операции: производить разметку, рубить металлы зубилом и крейцмессе-лем; резать ручным и механизированным способом; опиливать напильниками и надфилями заготовки любой конфигурации; выполнять шабрение и притир­ку; сверлигь на станках и с помощью дрели; разворачивать отверстия ручны­ми и машинными развертками; нарезать резьбу; зенковать, зенкеровать, полировагь рабочие поверхности мерительного инструмента и т.д.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

Оплата труда слесаря-инструментальщика производиться по сдельной (от выработки) или повременно-премиальной системе. Заработок зависит от квалификации и сложности выполняемой работы. Действует система материального поощрения: премии за выполнение рабочих планов в срок и за хорошее качество продукции, за рационализацию и изобретатель­ность выплачивается тринадцатая зарплата, применяются и другие формы материального поощрения.

ПРОФЕССИОГРАММА ПРОФЕССИИ АГРОНОМА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Агроном-специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий

всесторонними знаниями преимущественно в области зем­леделия и растениеводства. В современных условиях агроном-организатор и технолог производства, указания которого подлежат обяза­тельному исполнению.

Агроном-эго один из многочисленных отрядов специалистов сельско­го хозяйств. Привлекательность труда агронома, прежде всего, наблю­дай» за жизнью растений, экспериментировать с ними. Свои планы и идеи агроном проводит в жизнь с помощью коллектива, поэтому общитель­ность неотъемлемая черта этого специалиста.

Агроном - профессия, в которой соединены пристрастность садовода, дальновидность врача, творческое вдохновения педагога

 

 

14

Агроном - одна из наиболее почетных профессий сельскохозяйствен­но-

      го производства.

ОПИСАНИЕ ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА, ВЫПОЛНЯЕМАЯ РАБОТА

Агроном - профессия в основном умственного труда. Основные функции агронома в хозяйстве - технологическая, управленческая, педа­гогическая и исследовательская.

В содержание агрономической функции входят: разработка техноло­гических карт по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, создание условий рационального использования земли и строгого соблю­дения севооборотов, обеспечение проведения всех сельскохозяйственных   работ в растениеводстве (пахота, посев, междурядная обработка почвы, уборка и т.д.) в строгом соответствии с правилами агротехники и про­грессивной технологии разработка карт состава почвы, засоренности полей, баланса питательных веществ в почве; подготовка инструкций, пред­ложений и распоряжений агротехнического характера.

В содержание управленческой функции входит организация труда ра­ботников растениеводства, планирование текущей работы производст­венного коллектива, проведение инструктажей, подготовка и проведение в жизнь распоряжений по вопросам организации труда, организации по­мощи подразделениям.

В содержание педагогической функции агронома входит обучение работников растениеводства агрономически правильному труду, пропа­ганда достижений современной агрономической науки и передового сельскохозяйственного опыта, воспитание членов трудовых коллективов. Он формирует технологию труда и ее организацию.

         Агроном - проводник науки в хозяйстве. На конкретных опытах он про­веряет влияние различных факторов на урожайность сельскохозяйственных культур (количества влаги, тепла, минеральных и органических удобрений, сроков проведения работ, способов обработки почвы и т.д.). Афоном проводит проверку новых технологий, сортов растений и приемов обработки. С каждым годом возрастает важность исследовательских умений и навыков, так как наличие их является первым условием развития у агронома увлеченности  своим делом. Именно эти профессиональные качества позволили многим агрономам внедрить новые сорта растений, повысить эффективность исполь­зования земли, техники и трудовых ресурсов.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТИ

Агроном, прежде всего, должен обладать такими свойствами лично­сти, как инициативность, творческое отношение к труду, чувство ответст­венности за принятые решения и эмоциональная устойчивость. Агроному

 

                                                                                                                                                           15

 

 

 

часто приходится на основе наблюдений и тщательного анализа происхо­дящих в природе изменений принимать экстренные решения.

Высокие требования предъявляются к наблюдательности и мышле­нию агронома. Ему необходимо постоянно наблюдать за жизнью расте­ний, происходящих биологических и метеорологических изменениях и на основе научных данных и своих наблюдений принимать правильные ре­шения о сроках обработки почв, технологии проведения работ. Он дол­жен иметь хорошо развитые сенсорные умения: различать и распознавать изменения степени влажности и состояния растений, температурных и атмосферных колебании, воздухонепроницаемости почвы и т.д.

Постоянная работа с людьми требует наличия у агронома наличие определенных педагогических способностей. Он должен уметь планиро­вать и организовывать труд механизаторов, полеводов и свой собствен­ный труд в соответствие с заранее поставленными целями, особенностя­ми создавшейся ситуации; уметь убеждать и воздействовать на разум, чувства и волю других людей, пробуждать у них интерес к работе и инициативу поддерживать высокий морально-психологический настрой в кол­лективе Он должен уметь устанавливать правильные взаимоотношения в трудовых коллективах; быть чутким и внимательным к людям, с пониманием относиться к потребностям и интересам работающих с ним людей.

К обучению по этой профессии принимают юношей и девушек, не страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, костно-мышсчной системы. Противопоказаниями для этой профессии яв­ляются также хронические заболевания почек, мочевыводящих путей, частые обострения язвы желудка, печени, желчных путей. Нельзя также обучаться этой профессии лицам, страдающим бронхиальной астмой, стойким слезотечением, хроническим язвенным блефаритом, понижен­ным цвето- и светоощущением, заболеваниями кожи.

Разрешается обучать профессии агронома лиц при остроте зрения с коррекцией (в

очках) не выше 4.0 Д, при деформации позвоночника и грудной клетки без значительного нарушения статики; со стойким пони­жением слуха на оба уха (шепотная речь - не меньше 2 м) и других отоларингических заболеваниях.

Поступающие на учебу по профессии агронома должны любить при­роду и иметь прочные знания по химии, биологии, ботанике, природове­дению, физике, математике и другим дисциплинам.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Работает в одну смену, рабочий день, как правило, не нормирован. Имеет рабочий кабинет. В крупных хозяйствах имеются агрохимлаборатория, в которой агроном проводит опыты.

 

 

16

ный диабет легкой формы, не резко выраженный тиреотоксикоз, паховые грыжи, острота зрения с коррекцией (в очках) не выше 4.0 Д и др.

УСЛОВИЯ ТРУДА

Слесарь-инструментальщик работает в закрытом помещении. Основ­ное место работы - хорошо освещенный слесарный верстак, оснащенный всем необходимым. Работа производиться стоя, слегка нагнувшись, сидя и иногда на корточках (например, при сборке).

Работает инструментальщик 8 часов в день, работа обычно сменная. Ежегодный отпуск - от 15 до 18 дней.

Работа слесаря-инструментальщика относится к средней по физиче­ской трудности, заниматься ей могут мужчины и женщины; лишь в от­дельных случаях; когда требуются значительные физические усилия, за­прещается женский труд.

В цехе есть некоторые профессиональные вредности: повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары масел, эмульсий. Каждый рабо­чий должен хорошо знать и выполнять все требования правил безопасной работы.

НАХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ

Слесарь-инструментальщик 3 разряда должен знать: назначение, кон­структивные особенности, технологию изгоговления всех видов изделий инструментального производства; геометрические и тригонометрические зависимости, основы технического черчения, устройство применяемых металлообрабатывающих припиловочных и доводочных станков; свойст­ва инструментальных и конструкционных сталей различных марок; уст­ройство и правила применения контрольно-измерительных инструментов;

допуски и посадки, классы точности и чистоты обработки.

Слесарь-инструментальщик должен знать о влиянии температуры де­тали на точность измерения, разбираться в способах термической обра­ботки инструментальных и конструкционных сталей, знать, как опреде­ляют припуски на доводку с учетом деформации металла при термиче­ской обработке.

Для этого необходимы прочные знания школьного курса физики, матема­тики, химии, черчения, трудового обучения, а также специальные знания из разделов металловедения,

теории машин и механизмов, технологии конст­рукционных материалов и других общетехнических дисциплин.

ТРЕБУЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Слесарь-инструментальщик должен уметь читать чертежи любой сложности, делать построение сложных плоских фигур, рассчитывать размеры деталей по таблицам допусков.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                            13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ  РАБОТЫ  ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА  ПРОФОРИЕНТАЦИИ  УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАГНИТОГОРСК 2000