Приложение 1

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ, КОНТРОЛЬНЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Изучение курса специальной психологии в соответствии с учебным планом предполагает написание курсовой и дип­ломной работ по данной дисциплине, а. также подготовку докладов для семинарских занятий и выполнение рефера­тов. Выбор темы работы осуществляется студентом самосто­ятельно в соответствии с собственными научными интере­сами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выпол­няемой студентом курсовой работы. Последняя представ­ляет собой небольшое самостоятельное научное исследова­ние и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию выпускной дипломной работы .

.

По своему жанру курсовая работа может быть как теорети­ческой, так и экспериментальной. В первом случае она стро­ится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно пред­ставить анализ той или иной проблемы, продемонстриро­вав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы даль­нейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, ис­пользуя отдельные положения из них в качестве аргументов.

Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор курсовой работы не должен лишать себя возможнос­ти высказывать собственное мнение по поводу обсуждае­мых проблем.

В содержании курсовой работы должна быть отражена ак­туальность выбранной темы, под которой пони мается ее современность в теоретическом и практическом планах.

Курсовая работа экспериментального характера предпола­гает проведение небольшого собственного эмпирического исследования, что, безусловно, не освобождает от предва­рительного анализа состояния выбранной научной пробле­мы по имеющимся публикациям.

Выполнение экспериментальной работы требует умений пользования конкретными диагностическими техниками, способами обработки полученных данных, а главное - кор­ректной интерпретацией последних. Кроме того, экспери­ментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, представленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает конк­ретный смысл лишь тогда, когда его результаты направле­ны на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспе­риментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета предполагаемого исследования.

Ниже при водится примерный перечень тем курсовых ра­бот по специальной психологии. В данном случае слово «примерный» является ключевым, ибо составление полного списка тем курсовых работ - задача даже теоретически представляется невыполнимой, т. к. человеческое сознание неисчерпаемо в своем содержании, состояниях, свойствах и сторонах. Именно поэтому приводимые в списке темы следует рассматривать как более или менее обобщенные смысловые блоки, нуждающиеся в дальнейшей конкрети­зации. Например, тема под № 80 «Формирование восприя­тия у детей с отклонениями в развитии», выбранная в каче­стве основного содержания курсовой, нуждается в более

конкретном указании, о какой группе детей пойдет речь. Кроме того, само восприятие как психический процесс име­ет много форм, видов и свойств, каждая из которых может стать предметом отдельного исследования.

К темам курсовых работ прилагается список наиболее зна­чимых публикаций по различным разделам специальной психологии. Данная библиография включает в себя в основ­ном научные монографии, учебники и учебные пособия, а также сборники статей. Приведенные публикации снабже­ны, в свою очередь, собственными списками литературы, что позволит существенно расширить библиографический поиск в процессе написания курсовой работы.

 

Темы курсовых работ

по специальной психологии

  1. Проблема депривации в специальной психологии.
  2. Эволюция взглядов Л. С. Выготского на отклоняюще­еся развитие ребенка.
  3. Общие и специфические закономерности развития про­блемных детей.
  4. Дети группы риска.
  5. Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.
  6. Причины отклонений в развитии и факторы, их опос­редующие.
  7. Соотношение биологического и социального в дизон­тогенезе.
  8. Проблема нормы и патологии в специальной психо­логии.
  9. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.
  10. Речевое развитие слабослышащих детей.
  11. Речь и ее развитие у глухих детей.
  12. Особенности формирования коммуникативной деятель­ности детей с отклонениями в развитии.
  13. Психология делинквентного поведения.
  14. Проблемы социализации детей с нарушениями в раз­витии.
  15. Проблема реабилитации в специальной психологии.
  16. Нарушения в психическом развитии и компенсаторные механизмы.
  17. Положение инвалида в современном обществе.
  18. Творческие возможности лиц с проблемами в психичес­ком развитии.
  19. Эмоциональное развитие детей с ограниченными воз­можностями.
  20. Проблема самосознания в специальной псцхологии.
  21. Формирование личности в условиях нарушенного раз­вития.
  22. Предметное содержание современной специальной пси­хологии.
  23. Специальная психология в структуре современного че­ловекознания.
  24. История становления специальной психологии в Рос­сии и за рубежом.
  25. Формирование деятельности у детей с проблемами в раз­витии.
  26. Проблема социальной перцепции в специальной пси­хологии.
  27. Причины и формы школьной неуспеваемости.
  28. Особенности формирования учебной деятельности де­тей с нарушениями в развитии.
  29. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.
  30. Дети и подростки с нарушениями в формировании эмо­ционально-волевой сферы.
  31. Психологические проблемы подросткового алкоголиз­ма и наркомании.
  32. Психологическая характеристика развития детей в ус­ловиях детского дома.
  33. Кризисные переживания детей и подростков.
  34. Особенности формирования защитных механизмов у детей с отклонениями в развитии.
  35. Характеристика психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  36. Психическое развитие слепоглухих детей.
  37. Патология речи и психическое развитие ребенка.
  38. Особенности формирования нравственного сознания у детей с нарушениями в психическом развитии.
  39. Общая характеристика психического развития детей с нарушениями зрения.
  40. Общая характеристика психического развития детей с нарушениями слуха.
  41. Проблема умственной отсталости в психологии, педа­гогике и медицине.
  42. Психологические проблемы диагностики нарушенногоразвития.
  43. Дети с задержкой психического развития.
  44. Поврежденное психическое развитие у детей.
  45. Проблема соотношения развития и распада психики в специальной психологии.
  46. Психология деятельности коррекционного педагога.
  47. Психосексуальное развитие детей и подростков с откло­нениями в развитии.
  48. Межполушарная ассиметрия в условиях дизонтогенеза.
  49. Высшие психические функции и особенности их фор­мирования в условиях дизонтогенеза.
  50. Структура нарушенного развития и ее свойства.
  51. Психологические проблемы отбора детей в коррекци­онные учреждения.
  52. Этические проблемы деятельности специального пси­холога.
  53. Внимание и особенности его формирования у детей с нарушениями в развитии.
  54. Формирование интересов у детей с нарушениями в раз­витии.
  55. Психологические проблемы профессионального само­определения лиц с отклонениями в развитии.
  56. Проблема терминологии современной специальной психологии.
  57. Формирование предметных представлений у детей с нарушениями в развитии.
  58. Принципы и виды классификаций нарушений в пси­хическом развитии.
  59. Проблема памяти в специальной психологии.
  60. Соотношение диагностики и коррекции в работе спе­циального психолога.
  61. Основные проблемы сопровождения детей с нарушени­ями в развитии.
  62. Психологические проблемы интегрированного обуче­ния детей с проблемами в развитии.
  63. Психологическое развитие одаренных детей.
  64. Проблема соотношения обучения и нарушенного раз­вития.
  65. Проблема использования тестов в практике специаль­ной психологии.
  66. Особенности формирования воображения у детей с про­блемами в развитии.
  67. Психологическая готовность к школьному обучению де­тей с проблемами в развитии.
  68. Особенности психического развития детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.
  69. Мышление и особенности его формирования у детей с проблемами в развитии.
  70. Мышление умственно отсталых детей.
  71. Пространственные представления и ориентация в про­странстве лиц с патологией зрения.
  72. Психологические проблемы консультирования родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
  73. Проблема профилактики нарушений в развитии у детей.
  74. Образ инвалида в литературе и искусстве.
  75. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в спе­циальной психологии.
  76. Пути и формы интеграции инвалида в современном об­ществе.
  77. Особенности использования методов и методик в спе­циальной психологии.
  78. Материнская депривация, ее механизмы и формы.
  79. Формирование восприятия у детей с отклонениями в развитии.
  80. Психологические проблемы сенсорного воспитания де­тей с отклонениями в развитии.
  81. Сравнительная характеристика умственной отсталости иЗПР.
  82. Особенности речевого развития умственно отсталых де­тей.
  83. Причины и формы детской и подростковой агрессив­ности.
  84. Причины и формы детских страхов.
  85. Психологические проблемы использования компьютер­ных технологий в обучении детей с проблемами в раз­витии.
  86. Специальная психология и практика обучения детей с проблемами в развитии.
  87. Механизмы формирования системных отклонений в психическом развитии.
  88. Вклад людей с ограниченными возможностями в раз­витие культуры.
  89. Социально-психологические факторы процесса истори­ческих изменений отношения общества к инвалидам.
  90. Содержание и методы психолого-педагогического со­провождения в условиях специального образования.
  91. Влияние употребления наркотиков на психическое раз­витие детей и подростков.
  92. Сущность и формы психологической дезадаптации че­ловека.
  93. Особенности формирования отношения и осознания собственных нарушений детьми и подростками с откло­нениями в развитии.
  94. Эмоциональное развитие детей с ограниченными воз­можностями.
  95. Личностные особенности подростков группы риска.
  96. Роль и место психолога в процессе отбора детей в кор­рекционные учреждения.
  97. Роль семейного воспитания в психическом развитии ре­бенка.
  98. Психологическая характеристика процесса социализа­ции детей с отклонениями в развитии.
  99. Особенности мотивационной сферы детей и подрост­ков с отклонениями в развитии.
  100. Содержание и направления психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.
  101. Роль и место психолога в процессе профессиональной адаптации подростков с отклонениями в развитии.
  102. Психологические проблемы неполной семьи.
  103. Родительские конфликты и кризисные переживания детей.
  104. Психологические характеристики саморазрушающего поведения.
  105. Социальное сиротство как психологический феномен.
  106. Раннее материнство как социально-психологическая проблема.
  107. Своеобразие родительских экспектаций в семьях, вос­питывающих детей-инвалидов.
  108. Проблема сущностного определения феномена нару­шенного развития.