Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

А потому, что наказание имеет, конечно, право на существование и оно что-то дает. Например, опасение, осторожность или дополнительное усилие, чтобы сделать требуемое. Но вот что оно дает побочно? Об этом задумались психологи. И что же получилось?

>Отрицательные последствия наказания

1. Снижение творчества и инициативности. Формируется так называемый эффект выученной беспомощности. Это очень интересное явление. Оказывается ребенка, которого часто наказывают, перестает быть ответственным и инициативным. Он как бы неосознанно ждет наказаний и больше обеспокоен, как оправдаться, чем включаться с инициативой и ответственностью в работу.

2. Эффект перекладывания ответственности. При наказании ребенок стремясь оправдаться, видит причины вне себя, тем самым, перекладывая ответственность со своих плеч, на плечи других людей, или обстоятельства. При этом он чувствует себя несправедливо обиженным.

3. Потеря времени. После наказания, родители и их дети тратят время на переживания, самооправдания и обвинения. Дело при этом стоит.

4. Разрушение самооценки. Дети, которых часто наказывают, страдают комплексами и у них формируется постоянный защитных рефлекс, что затрудняет общение с ними. Вывод. Наказывать детей кнутом можно, если ставить цель воспитать закомплексованных, безвольных, безответственных, безынициативных людей.