знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Технология деловых игр

Определяя в самом общем виде суть деловой игры С.Д. Гидрович и И М. Сыроежкин подчеркивают, что это "метод имитации (подражания, изображения, отражения) различных ситуаций и явлений (проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам".

С нашей точки зрения, учебная деловая игра - это вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного ролевого взаимодействия деятельности и общения всех ее участников при педагогическом руководстве со стороны учителя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь имитационного моделирования и ролевого поведения участников игры в процессе решения ими учебных задач достаточно высокого уровня проблемности.

При построении деловых игр и их проведении необходимо соблюдать определенные положения, выработанные теорией и подкрепленные игровой практикой. Конечно, эти положения не могут охватывать все многообразие черт и особенностей деловых игр, каждая из которых является результатом творчества.

Ученые-исследователи Л.C. Костевич, А. А. Лапко, А С. Прутченков, Е.А. Хруцкий выделяют следующие принципы построения и проведения деловых игр:

1. Наглядность и простота конструкции (модели) деловой игры. Характеризуемая в сценарии игры модель (объект) должна быть по возможности проще реальной действительности, что обеспечивает обозримость, но и достаточно сложной, чтобы создать необходимый уровень трудности и помочь осознать сложности реальной изучаемой действительности. Моделируя ситуацию, не следует стремиться отражать все взаимосвязи и отношения, определяющие содержание, характер функционирования имитируемого объекта. Структура моделируемого объекта также должна быть достаточно простой, без лишних деталей, которые не помогают понять его суть, а только перегружают участников игры лишней информацией.

Соблюдение этого принципа открывает возможность для дальнейшего совершенствования игры, прежде всего с помощью ее постепенного усложнения.

2. Автономность тем и фрагментов деловой игры. Этот принцип требует определенной гибкости структуры игры, которая позволяет разыгрывать отдельные ее части самостоятельно. Темы или фрагменты игры должны иметь завершенность, относительно самостоятельные информационные входы и выходы. Автономность позволяет настраивать игру на конкретный состав участников. Например, с учетом состава класса педагог может исключать отдельные фрагменты и темы и, наоборот, добавлять их, усложняя игру, если она будет проводиться с сильным составом учащихся.

В более слабых классах можно ограничиться одним фрагментом или отдельной темой Разумеется, в этом случае игра теряет свою цельность, но лучше провести часть игры, чем не проводить ее совсем, понимая, что ученики не смогут освоить ее правила и проанализировать содержание в полном объеме. Особый смысл соблюдение этого принципа имеет при разработке и проведении именно учебных деловых игр, так как он прямо нацеливает разработчиков и координаторов на включение в ее содержание тем изучаемых курсов и предметов.

3. Возможность дальнейшего совершенствования и развития конструкции (модели) игры. Этот принцип иногда формулируется как "открытость" игровой модели. Такие открытые “игровые” модели позволяют создавать игры с минимальными затратами труда и времени В то же время реализация этого принципа дает возможность постоянного дополнения игры новой информацией, учитывая возраст детей и изменения в учебных программах.

4. Рациональное сочетание игровой деятельности и деятельности по поводу игры. Целью проведения игры является изучение определённой учебной темы. Реализация этой цели обеспечивается в процессе игровой деятельности, но не ограничивается ею. Деятельность по поводу игры помогает разобраться в изучаемой теме ещё более основательно, так как послеигровое обсуждение, в более спокойной обстановке, позволяет найти ответы на те вопросы, которые возникали во время игры. Такое общение даёт возможность раздвинуть рамки урока, найти дополнительное время для более глубокого понимания не только изучаемых явлений и феноменов, но и самого себя как развивающейся личности.

5. Максимальное освобождение игроков от рутинных игровых процедур. Соблюдение этого принципа необходимо для повышения эффективности игры, так как в этом случае игроки получают больше возможностей для анализа и разбора изучаемой в игре темы Сжатый масштаб времени, который используется в игре, требует очень большой интенсивности игровой деятельности. Поэтому следует заранее приготовить все необходимые документы и прочее оснащение. Это особенно важно в условиях школы, где учитель ограничен временем урока или, в лучшем случае, сдвоенного урока

6. Использование готовых разработок. Возможность использования готовых проектных решений, программ, информационных сведений, банков данных, форм документов, положений, инструкций и других материалов сокращает время и затраты на проведение деловой игры.

Готовые (типовые) деловые игры и их описание следует рассматривать в качестве рекомендательных. Принципиально важно, чтобы разработка осуществлялась на творческих началах, на основе поиска собственных форм обучения, наиболее приемлемых именно для данной школы или класса, с учётом конкретного региона, района и так далее. Соответственно необходима, а в определённой степени и неизбежна, разработка форм и методов обучения и воспитания, предопределяемых целями, задачами и возможностями конкретной средней школы. Целесообразно предоставить педагогу широкую свободу в поиске и использовании различных игровых технологий, обеспечивающих оптимальную эффективность процесса обучения и воспитания школьников.

7.Нацеленность всех элементов игры на решение изучаемой в игре проблемы. Проведение деловой игры не является самоцелью. Любая деловая игра призвана оказать помощь в усвоении определённой темы или закреплении изучаемого материала, в получении базисных знаний по учебной дисциплине. Соблюдение этого принципа помогает разработчикам игры, а впоследствии и её организаторам, постоянно видеть перед собой основную цель и те задачи, над которыми должны работать игроки. Причём это необязательно открыто сформулированная цель - сами участники игрового взаимодействия могут о ней и не догадываться.

8. Оптимальное сочетание теоретического и практического аспекта. Сценарием деловой игры должна быть предусмотрена возможность работы участников с определенной суммой теоретических знаний и отработки конкретных навыков и умений. Деловая игра, построенная исключительно на теоретическом материале, будет, безусловно, интересна определенной части школьников, но, как показывает практика, это осложняет вхождение в игру тех участников, которые ориентированы на практические результаты.

9. Взаимодополнение методов и методик. В основе разработки деловых игр лежит принцип взаимодополнения традиционными методами обучения. Деловые игры рационально дополняют те методические приемы, которые использует педагог во время преподавания той или иной темы курса.

Как подчеркивает А.С. Прутченков, разработка деловых игр должна отвечать одному из важнейших принципов воспитательного процесса - постоянной занятости внимания школьников и чередованию эмоций Этот принцип подчеркивает необходимость всегда и везде держать в поле педагогического фения деятельность школьников, наполняя ее целесообразным содержанием не с помощью сухих дидактических приемов, а создавая эмоционально окрашенную атмосферу общей заинтересованности и активности.

При разработке деловых игр необходимо также учитывать возрастные особенности детей, так как возраст и развитие школьников предопределяют их подготовленность к различным игровым формам. Исходя из этого, педагог решает, какое содержание и какую форму целесообразно применять на данном этапе, начиная с простого и постепенно подводя учащихся к более сложному.

Опираясь на исследования Л. С. Костевич и А. А. Лапко, считаем целесообразным выделил» основные правила (условия), которыми должен руководствоваться педагог при проведении деловых игр:

1. Полное погружение участников деловой игры в проблематику моделируемой в игре ситуации, проблемы. Это правило означает, что участники деловой игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься изучением и анализом только тех вопросов, которые относятся к данной игре.

Правило полного погружения сформулировано аналогично тому, как поступают спортсмены перед ответственными соревнованиями, или как достигают ускоренного изучения иностранных языков, погружаясь в разговорную атмосферу. Реализация этого правила достигается хорошо продуманным и заранее спланированным набором лекций, семинарских и практических занятий, обсуждений, диспутов, домашних заданий.

2. Постепенность вхождения участников деловой игры в экспериментальную ситуацию. Суть этого правила состоит в том, что все основные сведения по рассматриваемой в игре проблеме игроки получают не до начала, а в процессе игровой деятельности. Причем первые циклы игры должны быть максимально упрощены с тем, чтобы легко осваивалась игровая деятельность. По мнению психологов, обучаемые приобретают необходимые навыки следующим образом: на лекциях -около 30%, при самостоятельной работе с литературными источниками - около 50%, а при личном участии в изучаемой проблеме - до 90%.

3. Равномерная нагрузка. Соблюдение правила равномерной нагрузки обеспечивает повышение технологичности, или, как иногда выражаются, заинтересованность деловой игрой

Конечно, полностью выдержать это правило нелегко из-за неоднородности состава участников игры. Сказывается различный исходный уровень их знаний, неодинаковые скорость освоения учащимися навыков игровой деятельности, и степень усвоения новых знаний, различная активность участников деловой игры. Для более эффективной реализации этого правила рекомендуется:
- использовать специально разработанную систему тестов для отбора участников в игровые группы, а также для периодической оценки их знаний;
- перемещать обучаемых в процессе игры между игровыми группами, а также назначать их на различные игровые должности;
- случайные ситуации не разыгрывать, а задавать с тем, чтобы нацелить ту или иную группу участников на решение слабо изученных ими вопросов.

4. Правдоподобные экспериментальные ситуации. Это правило означает, что игровая деятельность должна быть в значительной мере похожа на реальную. Это помогает участникам игры лучше уяснить изучаемую проблему, проявлять больше активности и творческого подхода к делу.

При проведении деловой игры необходимо правило правдоподобия реализовывать с осторожностью: с одной стороны, игровая деятельность непременно должна быть похожа на реальную, а с другой - набор атрибутов "достоверности" не должен "утяжелять" игру, затягивать её продолжительность, отвлекать внимание участников от процесса изучения и анализа рассматриваемой в игре проблемы.

При реализации правила правдоподобия целесообразно:
- поощрять изготовление учащимися псевдореальных документов, отображающих их игровую деятельность (служебные записки, заявления, распоряжения и т.п.);
- действия в каждой ситуации оформлять в виде соответствующих псевдореальных документов (приказ директора предприятия, выписка из решения собрания и т.п);
- обеспечивать участников игры положениями об игровых подразделениях и должностными инструкциями, приближёнными по форме к аналогичным реальным документам.

В последнее десятилетие деловые игры активно используются в учебном процессе. Деловые игры выгодно отличаются от других технологий обучения тем, что позволяют учащимся быть причастными к изучаемой проблеме, дают им возможность как бы "прожить" некоторое время в изучаемой в учебных условиях ситуации. При этом следует подчеркнуть, что деловые игры не подменяют традиционные методы обучения, а рационально их дополняют.

Проведение деловой игры в процессе обучения не только активизирует занятия, повышая эмоциональную нагрузку учащихся, но и меняет направленность и акцент отношений между учащимися и учителем. На первый план выступают отношения между самими учащимися, учащимися и учителем, учащимся и изучаемым материалом. При этом учитель выступает в роли организатора учебно-познавательной деятельности школьников. Игра, в отличие от других методов активного обучения, характеризуется преобладанием самообучения над обучением. В игре нельзя заранее предсказать, как себя поведёт тот или иной участник. Принятие решения одним учащимся может привести к непредсказуемым изменениям в поведении других участников игры. Подобная ситуация повышает содержательность игры, стимулирует ее участников к быстрому, иногда кардинальному изменению решений в зависимости от конкретной ситуации. Правильность принятия решения служит для учителя критерием оценки активного владения учащимися материалом, способом проверки знаний при решении конкретной реальной задачи. Проведенное исследование позволяет нам выделить следующие характерные особенности деловой игры:
1. Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый учащийся может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками игры.
2. Деловая игра рассматривается нами как технология групповой психотерапии, потому что на участников игры оказывает эффективное воздействие атмосфера группы, группового сотрудничества и поддержки. Школьник учится преодолевать барьеры в общении с различными людьми, совершенствовать качества своей личности: устранять те из них, которые препятствуют эффективному исполнению коммуникативных функций, например, замкнутость, несдержанность и др.
3. Деловая игра - это динамичная и детерминированная система "учитель-ученик", "ученик-учитель". С позиций системного анализа, она является открытой системой, в которой деятельность участников основана на информации, поступающей по линии обратной связи с постоянным диагностированием реакции партнеров.
4. Деловая игра - это контролируемая система, так как процедура игры готовится и корректируется учителем. Если игра проходит в прогнозируемом режиме, учитель не вмешивается в игровые отношения, а лишь наблюдает и оценивает игровую деятельность учащихся. Но если действия выходят за пределы прогнозируемого результата, срывая цели занятия, учитель может откорректировать направленность игры, ее эмоциональный режим.
5. Деловая игра - это саморегулирующаяся система. Она вырабатывает основу свободных творческих отношений, равноинформированность партнеров. Учитель исключается из числа непосредственных партнеров, он как бы уходит на второй план, и это обстоятельство снимает определенный барьер общения, раскрепощает учащихся. Учащийся наполняет роль индивидуальными средствами самовыражения, борется за интеллектуальное признание в группе.

При подготовке и проведении деловой игры учителю необходимо учитывать следующие дидактические требования:
- игра должна быть логическим продолжением конкретной теоретической темы, раздела, практическим дополнением к теме;
- максимальная приближенность к реальным жизненным условиям;
- создание атмосферы поиска и непринужденности;
- тщательная подготовка учебно-методической документации;
- четко сформулированные задачи, условия и правила игры;
- выявление вариантов возможных решений указанной проблемы;
- наличие необходимого оборудования.

В подготовке деловой игры нами выделяются следующие операции:
1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может быть практически любой раздел учебных курсов.
2. Формулирование целей и задач. Цели и задачи формулируются не только с учетом темы, но и с учетом исходной ситуации. В одной ситуации, но с разными целями, по-разному можно построить игру. Для этого надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.
3. Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач темы, состава участников.
4. Диагностика качеств участников деловой игры. Учителю необходимо увидеть и оценить коллектив как бы изнутри, выявить то, что думают о себе сами исполнители ролевых функций, определить уровень претензий каждого участника, найти ему оптимального партнера.
5. Диагностика внешних обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том; где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются внешние атрибуты.

Рассмотрим более подробно этапы деловой игры. Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Картинка

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария, то есть должна быть чётко продумана структура и логика деловой игры: что, за чем и когда начинается, сколько времени отводится на каждый этап игры. На все эти вопросы ответ необходимо получить ещё до начала игры, что не исключает её творческого развития в последующем и даже в процессе самой игры.

В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, содержание ситуации и характеристике действующих лиц.

Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.

Методы распределения ролей могут быть различны. На наш взгляд, можно распределять роли как по личному желанию участников игры, так и по инициативе учителя. Дело в том, что в реальной действительности в коллективе работают различные люди, не всегда совместимые по личным и даже по деловым качествам. Поэтому распределение ролей по личным интересам каждого больше соответствует действительности. Вместе с тем учитель может поручить конкретному учащемуся выполнять определённые функции, исходя из педагогических целей: пассивные учащиеся должны иметь возможность проверить свои организаторские и другие способности во время обучения в школе. Преимущества деловой игры перед традиционными технологиями обучения как раз и состоят в том, чтобы вовлечь всех учащихся в процесс активного творчества, привить навыки организаторской работы.

Следует также отметить, что определение временного режима - важное средство повышения эффективности, результативности деловой игры, которое позволяет привить всем участникам способность к оперативной работе, воспитать чувство бережного отношения к рабочему времени. Например, при отведении на деловую игру двух уроков (2x45) процесс игры может протекать следующим образом: краткое описание цели и содержания игры - 10 минут, распределение ролей - 10 минут, выдача инструкций и ознакомление с ними - 15 минут, проигрывание тура игры - 30-40 минут, анализ хода игры с оценкой деятельности - 15-20 минут. Режим работы могут выбрать и сами учащиеся, исходя из расчёта собственных знаний, определяющие контрольное время прохождения этапов в рамках общего времени, отведённого на занятия. Чем учащийся лучше подготовлен теоретически, тем меньше ему нужно времени на выбор решения.

Этап проведения - процесс игры.

На этом этапе деловой игры роли учителя и учащихся существенно изменяются. Учитель не вмешивается в ход игры, он даёт дополнительную информацию и отвечает на дополнительные вопросы учащихся, при необходимости может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели. Участники игры самостоятельно осуществляют: анализ данных исходной информации; разработку плана работы; формулирование возможных вариантов решения проблемы, их сравнение, оценку, предварительный выбор предпочтительного варианта и согласование его с делами других участников Игры, поиск компромиссного решения; имитацию процесса реализации принятого плана; составление отчёта.

В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников.
1. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик; имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
2. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер.
3. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инноватор, осторожный критик, консерватор.
4. Методологические позиции: методолог, критик, методист, программист.
5. Социально-Психологические позиции: лидер, независимый, предпочитаемый, принимаемый, непринимаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. На заключительном этапе происходит обсуждение результатов, даётся оценка деятельности игроков, подводятся итоги соревнования.Оценивается эффективность принятого решения, его реальность и оригинальность, правильность и обоснованность расчётов, качество оформления отчёта, качество сообщения на заключительном этапе и т. п. Применяемые методы оценки могут быть различны. Наиболее часто применяется балльный метод. Поскольку игра заканчивается подведением итогов соревнования, возникает проблема стимулирования играющих, добивающихся хороших результатов. В инструкции к игре могут быть предусмотрены система "премий" и система "штрафов". Для определения результативности проведённой деловой игры рекомендуется провести послеигровое анкетирование, в котором главное место отводится оценке учащимися содержания игры. Участникам игры можно предложить ответить на следующие вопросы:
1. Что нового я узнал в ходе игры о себе, об окружающих меня людях, о мире в целом, об изучаемых явлениях, процессах?
2. Что я ещё не умею, не знаю?
3. Каков секрет победителей игры?

После нескольких игр учащиеся могут уже сформулировать свои предложения по совершенствованию игры: по содержанию поставленной проблемы, степени взаимосвязи участников, полноте исходной информации и т.д

Наш практический опыт проведения деловых игр позволяет сделать следующие выводы:
- использование деловых игр в учебном процессе существенно активизирует познавательную, творческую деятельность учащихся;
- применение деловых игр непосредственно влияет на качество обучения учащихся, делает процесс обучения более интересным и содержательным, заставляет учащихся думать, творчески подходить к решению проблем;
- деловые игры позволяют научить школьников выделять постоянные, устойчивые связи, которые формируют и отражают изучаемые процессы, исключая при этом наличие случайных, единичных явлений;
- использование деловых игр повышает возможности управления процессом обучения, руководства им конкретно и целенаправленно;
- внедрение деловых игр в учебные курсы повышает возможность контролировать и оценивать уровень знаний учащихся в единстве оценки знаний по каждой конкретной ситуации с полным охватом большого раздела тем;
- успешное проведение деловых игр имеет большое воспитательное значение, способствует формированию здорового коллектива класса, привитию навыка деловой критической оценки результатов работы товарищей;
- обратная связь "учитель-ученик", порождённая в процессе игры, заставляет учителей постоянно повышать свой теоретический уровень, искать новые формы и методы повышения творческой активности учащихся.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11