Под средствами информационных и коммуникационных технологий понимается комплекс технических, программно-аппаратных, программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе вычислительной техники; современных средств и систем информационного обмена, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, хранения, обработки, передачи и оперативного управления информацией. К средствам информационных и коммуникационных технологий относятся: ПЭВМ, периферийное оборудование; средства технологии мультимедиа и систем "виртуальная реальность"; системы машинной графики и искусственного интеллекта; средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.
Отметим, что мультимедиа - это компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей Мультимедиа-технология позволяет объединять в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение и анимацию (мультипликацию). В результате обеспечивается
такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается в обычном компьютере. И именно этот переход к параллельной передаче аудио- и визуальной информации в сочетании ее больших объемов, быстрого доступа и интерактивными возможностями работы с нею предопределил качественно новые возможности данной технологии.
"Виртуальная реальность" - это технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью комплексных мультимедиаоперационных сред иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном "экранном мире". Контакт пользователя с системой "виртуальная реальность” может осуществляться голосом, с помощью очков-
телемониторов "eyephones" или специального устройства -джайстринга, создающего эффект обратной силовой связи и обеспечивающего общение жестами с помощью устройства "интерфейс-перчатка", преобразующего каждое движение пальцев руки в электрические сигналы, которые воспринимаются и расшифровываются с помощью компьютера.
Также подчеркнем, что использование информационных технологий позволяет осуществил» сбор, хранение, обработку, вывод и
тиражирование всех ввдов информации. Современные коммуникационные технологии предназначены для обеспечения
оперативной связи и доступа к информационным ресурсам в любой отрасли знаний без ограничения по объему и скорости.
Быстрое развитие информационных технологий изменило деятельность человека практически во всех областях, открыв новые возможности в экономической, социальной и культурной сферах. Успехи в области компьютерных и коммуникационных технологий обеспечили отдельным лицам и организациям получение доступа к огромным информационным ресурсам, приобретение ранее малодоступных знаний, возможность накопления и обмена данными. Эти изменения не могли не повлиять на образовательную деятельность как с
точки зрения задач образования, так и в отношении открывшихся технологических возможностей для достижения целей образования.
Изменение целей образования связано с новыми задачами общества, которые обязаны своим появлением современным коммуникациям и цифровой обработке информации. Общественная и профессиональная деятельность большинства членов общества теперь во многом зависит от того, насколько эффективно они используют современные средства коммуникаций и обработки данных. Поэтому от образования сегодня требуется больше, чем вчера. Это, прежде всего, относится к овладению информационными технологиями вне зависимости от того, в какой предметной области человек работает.
Перед образованием сегодня не стоит вопрос "нужно ли применять новые информационные технологии", так как последние уже вошли в жизнь общества во всех ее аспектах, кардинально изменив роль учащегося и роль учителя.
В настоящее время учащиеся имеют различные источники информации, основанные на современных коммуникациях: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии и базы данных, доступные через системы коммуникаций или распространяемые на магнитных носителях. Некоторые из этих средств оказывают более действенное влияние на обучаемого, чем традиционный учебный процесс. Часто эти новые источники содержат более актуальную информацию.
Учитель в этих условиях в меньшей степени играет роль распространителя информации От него требуется научить правильно воспринимать информацию,
классифицировать и анализировать множество фактов и строить общую картину явления или события. Эта роль больше похожа на роль руководителя или
организатора, советчика или эксперта. Это в свою очередь влечет трансформацию методов и подходов в обучении в сторону творческого сотрудничества учителя
и учащегося. И здесь незаменимым помощником учителю служат новые информационные технологии, включающие в себя компьютерные и коммуникационные составляющие.
Работа с информационными массивами, умение найти необходимую информацию, грамотно ее проанализировать и использовать в разнообразных целях познания становится одним из основных видов самостоятельной познавательной деятельности учащихся в современных и будущих школах.
Таким образом, новые информационные технологии превращаются в мощный инструмент изучения окружающего мира.
Организация коммуникативной и социальной деятельности учащихся с помощью информационных и коммуникационных технологий позволяет готовить их к жизни и деятельности в информационном обществе, использованию средств коммуникации в целях познания окружающего мира и самого себя. Организация совместной учебной деятельности учащихся из разных школ и разных стран в ходе выполнения ими коллективных или индивидуальных заданий позволяет им лучше усваивать учебный материал и использовать полученные знания в процессе обучения. В результате у учащегося формируется самосознание, он самоопределяется в окружающем мире, осознает свое "Я", определяет свое отношение к окружающей действительности, выявляет свои личностные профессиональные предпочтения. В ходе межличностного общения посредством сетей определяется его социальная позиция, формируется индивидуальное сознание. Следовательно, в процессе обучения с использованием электронной учебной среды при взаимодействии обучаемого с системой или посредством сетей
с другими участниками учебного процесса происходит развитие личности обучаемого, его социализация.
Коммуникативная деятельность предполагает создание условий, позволяющих обеспечить оперативный доступ к необходимой информации. В современной педагогике и психологии отмечается, что свободный и оперативный доступ к информации обеспечивает возможность формирования у обучаемых умения добывать,
анализировать информацию из разнообразных источников, банков данных, банков знаний, влияет на развитие у обучаемых теоретического, научного мышления.
Оперативному доступу к необходимой информации способствует такое достоинство современных технологий, как возможность представления в проектной форме (т.е. в формализованном виде, пригодном для (фактического использования), концентрированного выражения научных знаний и практического опыта. Это позволяет, во-первых, организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся процесс рациональным образом; во-вторых, сократить время на поиск информации и другие рутинные операции, повысить информативную емкость занятия. Повышение информативной емкости занятия позволит учащемуся освоить за отведенный промежуток времени больший объем учебной информации, избежать такого недостатка обучения, как излишний вербализм. С излишним вербализмом связан формализм обучения, появляющийся в отрыве усваиваемого учащимися понятийного аппарата от эмоционально-ценностного содержания знаний
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии представляют учащимся неограниченные возможности для общения с другими пользователями, развивают их коммуникативные способности, способствуют социальной адаптации, позволяют использовать возможности средств информации и коммуникации в качестве инструмента познания и исследования окружающей действительности, в качестве средства развития интеллекта и личностных качеств учащегося.
Практический опыт свидетельствует, что прежде чем внедрять средства информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс, необходимо:
- оценить уместность и целесообразность нововведений;
- выбрать именно те темы и разделы дисциплины, при изучении которых необходимо использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
- определить виды занятий, которые позволят достичь нужного дидактического эффекта от использования компьютера.
Существенного повышения эффективности обучения можно также добиться при комплексном использовании различных возможностей средств информационных и коммуникационных технологий на разного рода занятиях. Например,
следующих возможностей:
- незамедлительная обратная связь между пользователями и системой;
- сбор, хранение, обработка и быстрая доставка разного рода информации;
- автоматизация процессов расчета, контроля, управления оборудованием;
- моделирование и визуализация изучаемых явлений и процессов;
- автоматизация управления и организация процесса обучения.
С.В. Панюкова отмечает, что комплексное внедрение возможностей средств информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс целесообразно при выполнении следующих видов учебной деятельности:
- осуществление регистрации, сбора, хранения, обработки и передачи информации на базе локальных и глобальных сетей;
- организация высокого уровня интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса;
- осуществление имитации и моделирования объектов, явлений при изучении закономерностей процессов микро- и макромиров, быстротечных или слишком медленных, или процессов, требующих описания аналогий для лучшего понимания;
- функционирование лабораторных стендов на базе микропроцессорной техники;
- создание предметной виртуальной среды для тренинга при подготовке к будущей профессиональной деятельности;
- автоматизация процессов контроля результатов учебной деятельности, в том числе продвижения в обучении, тренировки, тестирования;
- автоматизация процессов обработки результатов экспериментов, в том числе в реальном масштабе времени.
Отметим, что организация разнообразных видов деятельности в условиях внедрения средств информатизации приводит к изменении) стереотипов поведения, вырабатывает новые качества личности, развивает творческую, активность и творческий подход к выполнению разного рода заданий. Комплексное использование возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании способствует созданию условий для развития и проявления личностных качеств обучаемых, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей учащихся, развития их социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития.
Средства информационных и коммуникационных технологий представляют участникам учебного процесса большие возможности для организации социального взаимодействия. Это может быть интерактивный диалог между учащимся и системой, между двумя или несколькими учащимися.
С нашей точки зрения, новые педагогические технологии, использующие средства информационных и коммуникационных технологий, должны быть ориентированы на процесс понимания, на создание атмосферы взаимозаинтересованного и взаимополезного диалога, на развитие обучаемого,
на создание условий и для совместного творчества, и для самостоятельного обучения.
Внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий способствует практической реализации современной парадигмы образования благодаря тому, что:
- создает условия для индивидуализации и
дифференциации обучения;
- предполагает субъективную активность;
- позволяет обучаемому найти способы самореализации;
- формирует умение самосовершенствования, самообучения, самообразования;
- способствует самоопределению и самовыражению учащегося;
- усиливает мотивацию учения, пробуждает у учащегося новые эмоции, влияющие на его мотивационную сферу, приводит к изменению стереотипов поведения;
- способствует становлению личностных качеств обучаемых, вырабатывает новые качества личности, на которые не оказывают влияние половые, социальные, возрастные, расовые особенности;
- развивает самостоятельность, формирует индивидуальность;
- позволяет нивелировать негативное влияние субъективных факторов в обучении;
- формирует творческое мышление, развивает творческую активность и творческий подход к выполнению разного рода заданий.
Наверх
|
|