Как показывает международная практика, основной формой организации учебной деятельности учащихся в телекоммуникационных сетях стали телекоммуникационные проекты.
Телекоммуникационный образовательный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или групповая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации.
Телекоммуникационные проекты могут использоваться для решения следующих образовательных задач:
- расширения зоны действия проектных методов;
- организации сотрудничества школьников не только одного класса, школы, но и разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран, разных культур;
- создание серьезных исследовательских лабораторий для школьников;
- расширение зоны совместных исследований, совместных творческих работ школьников, учитывая особенности культуры различных народов, используя знания иностранного языка в его подлинной функции - средства общения.
Разумеется, привлечение телекоммуникаций при применении проектного метода - не самоцель. Телекоммуникационные проекты педагогически целесообразны в следующих случаях:
- когда в ходе их выполнения предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и другим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
- предусматривается сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений и пр.;
- предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности, предлагаемого способа решения проблемы;
- предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то проблемы, будь то чисто практическая или теоретическая работа;
- предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.
Исследователи считают, что идеальный телекоммуникационный проект должен отвечать определенным требованиям:
- в содержание проекта должен быть включен серьезный научный компонент (исследовательский, поисковый, творческий и др.), определяющий совместную работу и общий результат по одной и той же проблеме;
- проводимый проект должен иметь непосредственное отношение к жизни школьников, соотноситься с их внутренним миром;
- в содержание проекта должно быть включено создание чего-либо нового (выявление наиболее эффективных, приемлемых новых решений или старых идей, применимых к новым условиям);
- завершением проекта должна быть кульминация - какая-то форма презентации проекта учащимися в виде доклада, реферата, газеты, альманаха, видеоматериала, телеконференции и пр.;
- школы-партнеры не менее одного раза в неделю должны
переписываться;
- каждая группа детей должна иметь руководителя из
числа заинтересованных взрослых, координирующих эту работу;
- применяется исследовательский метод и предварительное обучение учащихся навыкам общения и сотрудничества в группе.
За последние годы зарубежные и отечественные ученые и педагоги-практики разработали, провели и проанализировали эффективность нескольких тысяч различных по тематике, срокам проведения, количеству учащихся и используемым учебных материалов проектов. На основе этих данных выделяются различные классификации телекоммуникационных проектов. Рассмотрим типологию проектов, разработанную М.Ю. Бухаркиной.
Наиболее распространенная классификация проектов (разработана Е С. Полат) включает следующие типы проектов:
Образовательные телекоммуникационные проекты заняли прочное место в учебном расписании многих школ по всему миру. Рассмотрим некоторые из них.
При выполнении проектов NGS, World Classroom и др. школы получают комплект учебных материалов, включающих методические руководства для учителя и учебные пособия для учащихся по каждой теме проекта. Кроме этого, участники проекта получают руководства, в которых подробно описываются все проводимые телеконференции; школы также получают дискеты с программой, совмещающей в себе многочисленные функции (подготовка и отправка писем партнерам по проекту, предоставление данных в виде графиков, диаграмм, картограмм и др.).
Общая структура работы школ по проектам (на примере NGS) может быть представлена следующим образом:
Первый этап. 1. Определяются списки учащихся и учителей, формируются учебные группы. 2. Ведется переписка по сети с учащимися из других школ. 3. Учащиеся изучают проблему проекта (по учебнику), формулируют гипотезу, ставят задачи исследования, планируют свою работу.
Второй этап. 1. Учащиеся проводят полевые исследования, собирают необходимый материал, обрабатывают его, представляют в графическом виде и передают по сети методисту из NGS. 2. На центральном компьютере NGS все поступающие данные картографируются и в виде общего файла рассылаются по телекоммуникационной сети школам. 3. Учащиеся анализируют общие данные и находят свои причины изучаемому явлению (например, причины различного уровня кислотности осадков по регионам мира). 4. Учащиеся формулируют свои выводы и вновь оперативно пересылают их в NGS. 5. Через некоторое время учащиеся получают письмо из NGS, в котором подводятся итоги проекта и задаются новые направления научного поиска.
Все телекоммуникационные проекты проводятся в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. Большинство исследователей (М.Ю. Бухаркина, Е.С. Полат) выделяют семь этапов работы над проектом.
1. Организационный этап: выбор тематики проектов, поиск партнеров.
2. Выбор и обсуждение главной идеи проекта: определение целей и задач, обсуждение стратегии достижения поставленных целей, составление общего плана работы над проектом. Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время: работа координатора в сети индивидуально с каждым учителем.
Если проект международный, лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций.
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов: конкретизируется общий план работы, выделяются этапы и их задачи, которые распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
5. Работа над проектом: каждая группа учащихся работает над конкретным заданием, обменивается информацией, мнениями, полученными результатами с партнерскими группами из других школ, регионов, стран.
6. Подведение итогов, оформление результатов: партнерские группы обобщают результаты своей работы, оформляют их в виде книги, журнала, видеофильма, других продуктов своего творческого исследовательского труда.
7. Презентация проекта: по договоренности, оформленный проект проходит заключительный этап презентации на школьной конференции, телеконференции в Интернет. Результаты проекта вместе с его описанием могут быть размещены на специальной Web-странице своей школы или школы партнера в Интернет. Презентация проекта подразумевает дискуссию, возможность для участников презентации задавать любые вопросы по теме исследования и получать аргументированные ответы со стороны разработчиков проекта.
Отметим основные педагогические условия, которые педагогу необходимо учитывать при организации проектной деятельности учащихся в сети.
1. Целенаправленная работа с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.
2. Поиск тематики проектов, изучение интересов школьников следует вести с учетом выбора проекта. Необходимо ориентироваться на интересы не только своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).
3. Четкая организация работы учащихся внутри группы, конкретное распределение обязанностей и определение форм ответственности за выполняемую часть работы.
4. Проводимые учащимися исследования должны носить серьезный научный характер, доступные им по сложности решаемые проблемы, используемые методы, обеспечивать действительно достоверные результаты.
5. Использование эффективных форм организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
6. Организация телекоммуникационных проектов на базе научных обществ учащихся, литературных гостиных и т.д.
7. Привлечение к работе над проектом сотрудников научных центров или творческих объединений, которые могут заинтересоваться работой учащихся, дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты или даже выступить в роли скрытого координатора.
8. Постоянно контролировать ход работы над проектом, разбивать работу на отдельные этапы и всегда подводить итоги этой работы.
Как показывают исследования, участие в телекоммуникационных проектах дает возможность учащимся:
- познакомиться с современными технологиями, широко используемыми как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности;
- научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных, использовать мультимедийные средства;
- приобрести навыки коммуникации (как устной, так и письменной);
- овладеть навыками поисковой, исследовательской работы;
- сформировать продуктивное, творческое мышление;
- раскрыть свою индивидуальность, реализовать свои потенциальные возможности и способности.
Компьютерные сетевые контакты выводят учащихся из изоляции школы и даже города и позволяют взглянуть на проблемы глазами сверстников из других стран. Поскольку метод проектов предполагает обязательное создание конечного продукта совместной деятельности (создание Web-страницы, научных рефератов в электронном виде, рекомендаций государственным и общественным организациям и пр.), то образовательный и особенно воспитательный эффект телекоммуникационных проектов трудно переоценить.
Приведем в качестве примера некоторые телекоммуникационные проекты.
Тема проекта: "Хочу работать!"
Цель проекта: сформировать глубокие и разносторонние представления участников проекта о праве на труд подростков и научить их пользоваться своими правами. Выяснить соответствие уровня законодательного регулирования права на труд современным потребностям общества. Выявить мнения
молодежи о гарантиях реального права на труд и получение заработной платы в современных условиях нашей страны. Возможная цель: создание общественного объединения, помогающего подросткам во временном и постоянном трудоустройстве.
Вопросы, на которые должны ответить школьники в результате проектной деятельности:
- Существуют ли в нашей стране реальные гарантии права на труд для подростков?
- Как влияют на занятость подростков льготы, предоставляемые им КЗОТ РФ (продолжительность рабочего дня, отпуска, размер заработной платы)?
- Каково значение трудовой занятости подростков для состояния и развития общества, для дальнейшей судьбы самих подростков?
- Что можно изменить в трудовом законодательстве для обеспечения реальной занятости подростков? Как эффективнее использовать с этой целью действующее законодательство?
Этапы проведения проекта:
а) в результате индивидуального обдумывания и дальнейшего группового обсуждения участники должны сформулировать, какую бы работу школьники хотели получить, написать требования к ней (время занятости, график, работа на улице или в помещении, род занятия и т.д.);
б) попытки членов проекта реально устроиться на работу;
в) обмен информацией в группе по вопросам трудоустройства;
г) получение информации от других лиц:
- опросы сверстников (одноклассников, учеников школы, соседей), уже работающих на государственных и частных предприятиях, фирмах (Что входит в круг их обязанностей? Каковы условия труда? Получают ли они льготы, положенные им по законодательству? Если нет, то как они к этому относятся?);
- выяснение, как на практике решаются вопросы трудоустройства несовершеннолетних через интервью с лицами, связанными с приемом на работу (работники отдела кадров государственных предприятий и частных фирм, сотрудники службы занятости);
д) обмен информацией с партнерами других регионов (желательно заметно отличающихся по национальному составу, а значит - традициям, семейному
укладу, хозяйственной деятельности, преобладающему уровню жизни населения), и международными партнерами (желательно США, где посильный труд детей весьма распространен). Обсуждение вопросов по тому же кругу проблем. У зарубежных сверстников следует узнать, насколько распространен в их стране труд подростков, существуют ли для них законодательные льготы. Если да, то помогают ли они в реальном трудоустройстве, какие они видят трудности и пути их преодоления в проблеме "работа для подростка".
Выходы (результаты деятельности учащихся):
а) создание "Рекомендаций для подростков, желающих начать самостоятельную трудовую деятельность" (юридические, психологические советы, пр.), помещение их в сети;
б) выработка дополнений к КЗОТу, гарантирующих работу несовершеннолетним, помещение их в сети;
в) создание общественной организации (объединения) старшеклассников (возможно в рамках кружка, клуба) "Хочу работать!", которая бы давала юридические консультации сверстникам, собирала сведения о наличии свободных рабочих мест, вела рубрику в городской газете.
Тема проекта: "Кодекс честного предпринимателя"
Участники проекта: Школьники 16-17-ти лет (10-11-й классы), партнеры из других регионов России (желательно заметно отличающихся по национальному составу и (или) преобладающей в нем хозяйственной деятельности), и международные партнеры (желательно западноевропейские). Групповая работа по схеме "школа - несколько школ".
Цель проекта: сформировать представления о том, что такое экономическая жизнь общества. Показать, что роль государства в экономически свободном обществе заключается в создании правил, максимально гарантирующих свободу каждого (в том числе и в сфере предпринимательства)
и в гарантии этих правил. Показать значимость корпоративных объединений для формирования представлений о мере должного и возможного поведения его членов как внутри корпорации, так и вне ее. Обратить внимание на силу обычая в деле формирования предпринимательской культуры.
Вопросы, на которые должны ответить школьники в результате проектной деятельности:
- Что препятствует стабильному развитию экономики в нашей стране в целом и конкретно - развитию частного
предпринимательства?
- В чем вы видите значимость частного предпринимательства?
- Каково отношение населения нашей страны (разных его групп) к предпринимателям? Почему оно такое?
- Каковы должны быть взаимоотношения корпорации предпринимателей и государства? Как корпорации предпринимателей могли бы влиять на законодательство?
Этапы проведения проекта:
а) сбор информации об экономической и правовой ситуации в современном российском бизнесе: просмотр телепрограмм, чтение прессы, опрос родственников и взрослых знакомых. В процессе группового обсуждения участники проекта должны сформулировать внешние (политика государства, несовершенство законодательства, недоверие простых граждан) и внутренние (взаимоотношения между бизнесменами, предпринимательская культура, низкий уровень обязательности, пр.) причины негативных явлений в области предпринимательства;
б) участники совместно выдвигают идеи:
- Как преодолеть существующие трудности и проблемы, не меняя политики государства?
- Следует ли предпринимателям разработать конкретные правила, которые помогли бы им вести дела как можно лучше?
- Повлияют ли эти изменения в самой среде предпринимателей (внутренние обстоятельства) на внешние препятствия бизнесу (например, отношение к ним большинства общества)?
- Обмен мнениями с партнерами других регионов;
в) написание "Кодекса честного предпринимателя";
г) международная стадия проекта. Текст "Кодекса" предлагается на экспертизу сверстникам из страны "цивилизованного бизнеса" - с многолетней, сложившейся предпринимательской культурой. Обсуждаются вопросы:
- Насколько жизненным считают зарубежные партнеры этот документ?
- Нашли ли отражение в "Кодексе" законы, правила, по которым организован бизнес в их стране?
- Что бы они добавили к "Кодексу"?
Выходы (результаты деятельности учащихся):
Создание "Кодекса честного предпринимателя" Размещение текста и лучших рабочих материалов проекта в сети, публикация их в местной прессе.
Тема проекта: "Школьный устав"
("Закон там, где я учусь")
Участники проекта: подростки 13-15-ти лет (7-9-е классы) - ученики одной школы, партнеры из других регионов России, без участия международных партнеров, работа по схеме "школа - несколько школ".
Цель проекта: формирование представления об уставе школы как о нормативном акте, который обязаны соблюдать все участники учебного процесса. Изучение устава школы в контексте законодательства о правах ребенка, в том числе международного. Пересмотр устава в случае необходимости.
Вопросы, на которые должны ответить школьники в результате проектной деятельности:
1. В процессе группового обсуждения участники проекта должны проанализировать свой школьный устав как правовой документ и обосновать, почему основной документ их школы -самый лучший (учитывает интересы детей, учителей, взаимно их ограничивает, организует школьную жизнь).
Школа-участник дает характеристику своему уставу и прилагает его текст. Обмен документами.
2. Критический анализ партнерами полученных документов с точки зрения их действительного соответствия существующим правовым документам - "Конвенции о правах ребенка", Семейному кодексу РФ, закону "Об образовании". Обмен мнениями.
3. Разработка "Требований к школьному уставу". Кампания за пересмотр положений своих школьных уставов, противоречащих нормам законов и правам человека. Возможна следующая стадия работы, которую можно рассматривать как четвертый этап данного проекта или новый самостоятельный проект.
4. Сбор информации:
- Как уже существующий в школе устав (более или менее совершенный) регулирует реальную школьную жизнь?
- Выполняются ли на практике требования и положения основного закона нашей школы?
- Какие нормы чаще всего нарушаются и почему?
Групповое обсуждение полученных результатов (данные интервью, наблюдений, анонимных опросов). Обмен сообщениями, выработка межшкольных рекомендаций, создание газеты, выступления перед учащимися школы (особенно младших классов).
Выходы (результаты деятельности учащихся):
Создание "Требований к школьному Уставу". Размещение их в сети. Корректировка уставов школ-партнеров.
Наверх
|
|