Школа "Экология и диалектика" - это школа духовного возрождения и развития личности, школа радости, где на всех ступенях обеспечены активная работа
психики детей, всестороннее развитие личности. Около 300 школ работают сегодня по модели Л.В. Тарасова в России, в Казахстане, на Украине.
"Основная цель школы "Экология и диалектика" — формирование не просто исполнителя, а высокоразвитой, высококультурной творческой личности, способной генерировать собственные варианты, принимать ответственные решения в условиях неопределенности Такой человек способен принимать на себя ответственность и действовать не по заданным алгоритмам, а самостоятельно, творчески.
Основная задача школы "Экология и диалектика" - не передача готовых знаний и истин, а развитие ребенка с тем, чтобы
научить его самого добывать знания и истины, т. е. жить не чужим, а собственным умом. Школа "Экология и диалектика", как и всякая школа будущего,
основана на развивающем обучении, предполагающим работу в зоне ближайшего развития ребенка, в соответствии с идеями Л. Выготского, Л. Занкова, Д. Эльконина, В. Давыдова, П. Гальперина и других известных психологов".
Обоснование терминов "экология" и "диалектика" в названии модели
Термин "экология" подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству,
в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
В современных условиях необходим более широкий взгляд на экологию вообще и на экологическое образование в частности. Экология - это не только раздел биологии или химии. Экология - это не только самостоятельная наука. Экология сегодня - это мировоззрение, бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека - к людям, природе, животным, к планете, давшей нам жизнь. Экология сегодня -это новый методологический подход, который должен использоваться во всех науках и должен пронизывать все школьное образование. Именно такому взгляду на экологию и отвечает предлагаемая в технологии Л.B. Тарасова новая модель экологического образования, которая требует смены многих стереотипов мышления, выхода на новое мышление во всем учебном процессе, во всех учебных предметах.
Экологическое образование ставит своей целью экологизацию сознания учащихся и формирование у них соответствующих мотивов поведения с учетом возрастных особенностей, экологизация сознания, т. е. экологизация знаний о мире, самосознании, деятельности реализуется в школе "Экология и диалектика" на основе существенного обновления содержания учебного материала и методов его изучения.
Термин "диалектика" подчеркивает ориентацию школы на формирование альтернативного, диалектического восприятия и осмысления мира. Школа "Экология и диалектика" призвана формировать выпускника не как стороннего наблюдателя, а как личность, осознающую себя действительно частью мира и ведущей себя соответствующим образом. Понятно, что такая личность должна не метафизически, а диалектически воспринимать и осознавать мир. Осознавать его не как набор неких формальных схем, функционирующих по некоторым жестким, заученным в школе правилам,
а как совокупность огромного количества взаимосвязанных процессов, развивающихся и затухающих по сложным вероятностным законам.
Диалектическое восприятие и осмысление мира развивается в модели "Экология и диалектика" на основе обращения в содержании материала и методах его изучения к диалектике симметрии и асимметрии, которая красной нитью проходит через весь учебный процесс в школе "Экология и диалектика". Диалектика симметрии и асимметрии определяет в значительной мере наше видение мира, приводит к пониманию красоты мира, его внутренней сбалансированности и его развития, позволяет проникать в самую суть сущего. Отсюда, диалектика симметрии и асимметрии рассматривается в модели школы Л.В. Тарасова как методологическая основа, определяющая в решающей степени методы и содержание всего образовательного процесса - начиная с первого класса и заканчивая выпускным
Особенности содержания образования
Главным в технологии "Экология и диалектика" является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.
Гуманизация предполагает использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания; естественнонаучная окраска гуманитарных предметов и гуманитаризация дисциплин. Интеграция естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования.
Учебный план школы "Экология и диалектика" строится на основе традиционного учебного плана, предусматривающего начальную, среднюю, старшую ступени, из которых первые две составляют базовую ступень. Особенности школы "Экология и диалектика" проявляются здесь, во-первых, в более серьезном учете требований возрастной психологии и, во-вторых, в учете требований разрабатываемого автором данной модели так называемого интегративно-гуманитарного подхода,
в рамках которого вводятся качественно новые интегративные предметы. Отсюда и особенности построения учебного плана школы "Экология и диалектика", которые хорошо учитывают
сензитивные периоды в развитии психики детей.
На начальной ступени (1-4-е классы) преподаются наряду с математикой и иностранным языком три интегративных предмета: родное слово, театр, окружающий мир.
На средней ступени, в 5 и 6 классах, завершается интегративный курс "Окружающий мир", который представляет последовательность из шести вполне самостоятельных предметов:
1-й класс - Мир знакомый и незнакомый.
2-й класс - Мир красивый и некрасивый.
3-й класс - Мир изменчивый и постоянный.
4-й класс - Мир таинственный и познаваемый.
5-й класс - Четыре грани мира.
6-й класс - Наша планета - Земля.
На этой же ступени реализуются еще два интегративных предмета:
- закономерности окружающего мира (знакомство с идеями и подходами теории вероятностей);
- информатика и моделирование процессов.
В 7-9 классах из одних интегративных предметов вырастают, а с другими теснейшим образом взаимодействуют, базовые учебные предметы: физика, химия, биология, география, история, литература, человек и музыка, изобразительное искусство.
Вместе с математикой и иностранными языками все эти предметы завершаются на базовом уровне в 9 классе (а не в 11 классе, как это происходит в традиционной школе).
На старшей ступени (10-11 классы) на основе завершенного базового образования осуществляется глубокое профилирование,
одновременно с этим в старших классах преподаются новые интегративные предметы обобщающего, философского плана, способствующие становлению мировоззрения
учащихся, закрепляющие определенный уровень их культурного развития:человек и природа, экология человека, вселенная человека, история отечественной
литературы, мировая художественная культура.
На всех ступенях достаточно много разных факультативов, которые вводятся по желанию самой школы.
Особенности педагогической технологии
Педагогическая технология "Экология и диалектика" основана на развивающем обучении.
Эффективная система развивающего обучения реализуется на основе совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся в зонах их ближайшего развития с подключением родителей к этой деятельности.
Фактически в данной формуле содержится четыре принципиальных положения:
1. На передний план выдвигается не репродуктивная, а продуктивная деятельность учащегося, осуществляемая в зоне ближайшего развития. Сам по себе процесс реализации продуктивной деятельности (самостоятельное добывание знания и открытие истины) не является ни самоподдерживающимся, ни тем более саморазвивающимся. Он нуждается в постоянном инициировании.
2. На передний план выдвигается не репродуктивная, а продуктивная деятельность учителя, осуществляемая в зоне его ближайшего развития.
В школе "Экология и диалектика" учитель выступает не как исполнитель чужих программ по готовым разработкам, а как творец собственной системы уроков, в основе которой лежат программы, пропущенные через собственное сознание и собственное видение мира. Этот учитель приобщается к продуктивной деятельности, входящей в зону его ближайшего развития.
3. Продуктивная деятельность учащихся в зоне их ближайшего развития и продуктивная деятельность учителя в зоне его ближайшего развития
реализуются эффективно не тогда, когда они совершаются порознь, а тогда, когда они совершаются совместна . Именно совместная продуктивная
деятельность учителя и учащихся, именно сотворчество оказывается решающим обстоятельством, центральной идеей в модели "Экология и диалектика".
Учитель - не просто передатчик знаний и истин, а организатор и одновременно соучастник учебного процесса, он инициирует важнейшие моменты в процессе познания мира:
- ставит перед учащимся новые и новые вопросы; инициирует дискуссии;
- обсуждает с учащимися различные версии; вместе с ними он участвует в поиске истин и решений.
4. В условиях совместной продуктивной деятельности учащихся и учителя появляется возможность естественного (а не принудительного) подключения родителей к этой деятельности, что еще более повысит эффективность системы развивающего обучения.
Следовательно, модель "Экология и диалектика" сводит воедино четыре принципиально важных момента, которые только вместе реализуют эффективную систему развивающего обучения. Саморазвивающий процесс развивающего обучения возникает при использовании в этом процессе учебников развивающего типа, ориентированных на триаду: учащийся - родитель - учитель.
Основополагающие принципы модели "Экология и диалектика "
1. Принцип интегративно-гуманитарного подхода - содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны быть таковы, чтобы формировать у учащихся целостное восприятие мира и понимание места и роли человека в этом мире, чтобы получаемая учащимися информация становилась для них личностно-значимой; учащийся не бесстрастный сторонний наблюдатель, а личность, заинтересованно изучающая мир "изнутри" и осознающая себя частью этого мира.
Условно можно выделить в принципе интегративногуманитарного подхода несколько граней:
- грань личностного восприятия: это касается лично меня;
- грань сопричастности: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;
- грань глобального восприятия: это нужно знать всем, а значит, и мне;
- грань ориентации на консенсус: я могу поставить себя на место другого;
- грань личной ответственности: я сознаю свою ответственность за последствия того, что я делаю для других людей и для природы.
2. Принцип "окна" - каждый учебный предмет должен рассматриваться как обладающее своими особенностями "окно” в реальный мир, окружающий и включающий в себя учащегося.
3. Принцип выхода за рамки - при изучении любого круга понятий и представлений следует выходить в порядке далекой пропедевтики за рамки этого круга на дальнейшие понятия и представления. Одновременно необходимо возвращаться к рассматривавшимся ранее понятиям и преставлениям с тем, чтобы усвоить их на более высоком уровне. Процесс изучения учащимися тех или иных разделов учебной программы - это в то же время процесс предварительного ознакомления с последующими разделами и процесс более глубокого усвоения предшествующих разделов.
4. Принцип разведения уровней - в учебном процессе должны быть разведены уровень подачи материала учащимся и уровень воспроизведения материала учащимися. Уровень подачи должен быть выше уровня воспроизведения. Уровень подачи должен быть одинаков для всех детей. Уровень воспроизведения должен быть, по возможности, дифференцированным: каждому ребенку предоставляется возможность усвоить столько, сколько он сегодня может усвоить, и именно то, что ему легче усвоить, что ему сегодня понятно и интересно.
Важно держать перед ребенком все время "зеленый свет", необходимо все время давать ребенку шанс и терпеливо ждать, когда он воспользуется этим шансом, все время поддерживая и ободряя его.
Наверх
|
|