Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, которая в этой
технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Она является целью образовательной системы,
а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели.
Личностно ориентированное обучение не только признает самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, но и
выстраивает педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Учение, подразумевающее индивидуальную деятельность школьника, ее коррекцию и педагогическую поддержку, раскрытие индивидуальных познавательных возможностей и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения, должно заменить Обучение, где нормативно построенный процесс жестко регламентирован и строго ориентирован на планируемые результаты. В данном контексте Учение следует отличать от Обучения и понимать как самостоятельный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития личности.
Эффект создания и управления личностно ориентированным обучением зависит не только от организации, но в
значительной мере от индивидуальных способностей ученика как основного субъекта образовательного процесса. Это делает само
проектирование гибким, вариативным, многофакторным, учитывающим такие особенности как:
• признание ученика основным субъектом процесса обучения;
• определение цели проектирования через развитие индивидуальных способностей ученика;
• определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития в процессе обучения.
Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания,
но и метазнания, т.е. приемы и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса: учеников, учителей, родителей, социума.
Необходимы также особые процедуры отслеживания характера и направленности развития ученика,
создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности, определяя динамику развития ребенка при этом не в сравнении с другими, а в сравнении с самим собой.
Для реализации модели личностно-ориентированного обучения в школе необходимо вначале принять концепцию образовательного процесса не как соединение
обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где органически сливаются обучение и воспитание.
Необходимо выявить и характер взаимоотношений основных участников образовательного процесса: управленцев, учителей, учеников, родителей, и
определить критерии эффективности инновационности образовательного процесса.
Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста,
дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе
овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о
построении личностно-ориентированного процесса. Можно предложить основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного образовательного процесса:
• учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
• изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на постоянное преобразование наличного субъектного опыта каждого ученика;
• в ходе обучения необходимо постоянное согласование субъектного опыта учеников с научным содержанием задаваемых знаний;
• активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• конструирование и организация учебного материала, предоставляющие ученику возможность выбирать его содержание, вид и форму при выполнении заданий, решении задач;
• выявление и оценка способов учебной работы, которыми пользуется ученик самостоятельно, устойчиво, продуктивно. Возможность выбора способа должна быть заложена в самом задании. Необходимо средствами учебника (учителя) стимулировать учащихся к выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
• при введении метазнаний, т.е. знаний о приемах выполнения учебных действий, необходимо выделять общелогические и специфические предметные способы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
• необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех трансформаций, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал;
• образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения, как субъектной деятельности. Для этого необходимо выделение единиц учения, использование в целях организации учения учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).
Наверх
|
|