Если сравнивать с традиционным обучением, в основе которого лежит объяснительно-иллюстративным способ (тип) обучения,
то в основе развивающего обучения лежит активно-деятельностный способ (тип). Развивающее обучение учитывает и использует закономерности
развития, уровень и особенности индивидуума. Педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных
обучаемых. При такой форме обучения обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах, а каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности.
Понятие развивающего обучения в конце XVIII в. ввел Иоганн Генрих Песталоцци, чьи идеи о развитии способностей детей К. Ушинский назвал
открытием более значительным, чем открытие Америки. А сам Песталоцци развитие считал «всеобщей потребностью всего человечества». В школьном обучении это
задача, по его мнению, должно решаться в процессе преподавания всех предметов. Особенно ценными в педагогическом наследии Песталоцци является идея
развития детей в процессе обучения через принцип природосообразности, т.е. в соответствии с естественным ходом развития человеческой природы.
Определяющее значение для целостного формирования теории развивающего обучения положила высказанная в начале 30-х годов XX века
Львом Семеновичем Выготским идея о возможности и целесообразности обучения, ориентированного на развитие ребенка как
на непосредственную главную цель. Выготский считал, что оценивать уровень развития ребенка нужно не только исходя из того, что он делает
самостоятельно (актуальный уровень развития), но и что он может делать с помощью взрослого (зона ближайшего развития). В то же время, Л. Выготский не отрицал необходимости усвоения знаний, умений и навыков, однако их он считал не конечной целью, а лишь средством развития учащихся.
Уровень актуального развития ребенка позволяет судить о том, насколько сформированы его психические процессы и завершены циклы развития. Однако главной целью образования является перспективное развитие ребенка. Поэтому развивающее образование, кроме достигнутых результатов развития, использует процессы, находящиеся на стадии становления. Так, например, в детском саду, начальной школе ребенка учат не столько новому, сколько продвигают его развитие, давая тем самым ему возможность сделать больше, чем он может.
Ребенок самостоятельно может исследовать только то, что находится в зоне его интеллектуальных возможностей. Но с помощью взрослого, по мнению Выготского, он может выполнять действия, к которым уже в определенной степени готов:
– Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве (с взрослым), он сможет сделать завтра самостоятельно…
– Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет его за собой. Но обучать ребенка можно только тому, чему он уже способен учиться…
– Возможности обучения определяются зоной его ближайшего развития.
На этом основании Выготский делает вывод:
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сможет в процессе
обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые пока что находятся в зоне ближайшего развития».
Наверх
|
|