знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Глоссарий - Педагогический словарь

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я


ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом этапе развития педагогики, к-рыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено амер. историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), этап кризиса в научной революции, заключающийся в смене П., переходе от одной П. к др.

ПА(Р)ТИСИПАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ (от англ. participate — участвовать) — управление, основанное на включении, участии пед. коллектива в процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений. Для П. у. о. у. характерны: привлечение учителей, родителей, учеников, спонсоров и др. к работе различных органов внутришкольного управления; выборность руководителей; наличие коллегиальных органов управления; широкое использование процедуры голосования; подчинение меньшинства большинству при создании условий свободного волеизъявления меньшинства; гласность и открытость в принятии решений; доступность всех заинтересованных лиц к управленческой документации и информации и др.

ПЕДАГОГ СОЦИАЛЬНЫЙ — специалист по работе с детьми и взрослым населением в соц.-культурной и семейно-бытовой сферах. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, включающей его должностные обязанности (7—14-й разряды), соц. педагог:
— осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц. защите личности детей в учреждениях и по месту жительства;
— изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни;
— выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им соц. помощь и поддержку;
— выступает посредником между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных соц. служб, ведомств и административных органов;
— определяет задачи, формы, методы соц.-пед. работы, способы решения личных и соц. проблем, принимает меры по соц. защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитанников;
— организует различные виды соц. ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие соц. инициатив, реализацию соц. проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
— способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в соц. среде;
— содействует созданию обстановки психол. комфорта и безопасности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья;
— осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг воспитанников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
— взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами соц. служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и т. д. в оказании помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

ПЕДАГОГИКА — 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации пед. процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека; 4) учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Педагогика вальдорфская — научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о человеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель П. в. — посредством соответствующего воспитания, включающего обучение медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейнером и его последователями искусству телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свой способности и свойства. В настоящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (открыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов.

Педагогика гуманистическая — направление в современной теории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в США как пед. воплощение идей гуманистической психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления — придать образованию личностно ориентированный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Своих целей П. г. достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрения инициативы учащихся, установления конструктивных межличностных отношений в классе; разработки образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки, отказа от использования отметки как формы давления на учащихся. Такое построение пед. взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опирающихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

Педагогика дородовая — педагогика, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие психики плода. П. д. возникла на основе признания того факта, что внешняя среда влияет на развивающийся плод (пренатальное развитие психики).

Педагогика информационно-кибернетическая — педагогика, разрабатывающая вопросы управления информационными потоками в современном образовании и введения ребенка в мир информации.

Педагогика исправительно-трудовая — педагогика, к-рая занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Педагогика кондуктивная — направление пед. деятельности, ориентированной на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Автор — венгерский ученый Пето. Основное внимание П. к. уделяется медико-пед. коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Занятия в группах по 6—7 человек всегда проводит один человек — коцдуктор, владеющий базовыми знаниями по медицине, педагогике, лечебной гимнастике, психологии, психотерапии и т. д.

Педагогика культуры — новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации культурной среды конкретного образовательного учреждения в общей воспитательной системе.

Педагогика лечебная — отрасль педагогики, разрабатывающая мед. и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью выправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Одним из первых ввел этот термин В. П. Кащенко. Педагогика мыследеятельностная (МД) — разрабатывается в рамках системомыследеятельностного подхода (СМД) и реализуется на локальных пед. площадках. В основе ее лежит представление о коллективной мыследеятельности. Понятие введено Г. П. и П. Г. Щедровицкими.

Педагогика народная — исторически сложившаяся совокупность пед. сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. П. н. содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности П. н. помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Педагогика ненасилия — педагогика, утверждающая принцип ненасилия (т. е. признания ценности человека и его жизни, отрицание принуждения как способа решения политических, нравственных, экономических, межличностных проблем и конфликтов) в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Прогрессивная педагогика всегда была пронизана идеями гуманизма, последовательно выступала против физического и духовного принуждения личности. Педагог, обладающий позицией ненасилия, способен не раздражаться, не обижаться, эмоционально устойчив, уверен в себе, обладает позитивной открытостью, преодолевает собственный эгоцентризм, терпим к чужому мнению и др. человеку, умеет сдерживать свою агрессивность и формировать в сознании намерения, связанные с ненасильственным действием, позитивно оценивает детей, снижает у них уровень напря-женности, тревожности и страхов. Характеристика разработана специалистом по педагогике ненасилия В. А. Ситаровым. Педагогика необходимости (авторитарная педагогика) — направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Имеет разработанную систему с четко сформулированными целями, принципами, содержанием, методами и формами обучения и воспитания, оценочной шкалой. Ребенок в этой педагогике «предмет воспитания», объект воздействия. Активность ребенка в учебно-воспитательном процессе — адаптивная активность, активность усвоения должного.

Педагогика общая — 1) базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов; 2) педагогика, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений; 3) отрасль пед. знаний, исследующая фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями П. о. являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования.

Педагогика педоцентристская — педагогика, в центре к-рой находится ребенок с его особенностями и личной свободой; пед. процесс направлен на развитие природных дарований детей, раскрытие заложенных в них потенций. Такой подход к воспитанию исключает авторитаризм, превращает педагога в помощника ребенка, человека, организующего среду, в к-рой формируется личность. Наиболее ярким и последовательным представителем педоцентристских взглядов был Джон Дьюи.

Педагогика постиндустриального (информационного) общества — педагогика, формирующаяся в совершенно новых условиях существования и развития информационного общества, когда мерой всех соц. вещей, основополагающим условием производства и воспроизводства общественной целостности становятся развитие и обогащение человеческого интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил. Отходят на второй план, отступают идеи дисциплины, управления, организации, культа специалиста, акцент делается на идее сосуществования, понимания чужой точки зрения, диалога, сотрудничества, совместного действия, уважения личности, ее прав. Ставится задача создания условий, способствующих развитию у человека твердых нравственных ориентиров, способности самостоятельно решать проблемы в динамично развивающемся обществе. В контексте гуманистических установок пед. менталитета современного Запада новое звучание получает идея перехода от поддерживающего обучения к инновационному. Трактовка термина предложена Г.Б. Корнетовым.

Педагогика права — новое направление в современной педагогике, к-рое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны.

Педагогика православная — педагогика, разрабатывающая вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения в традициях православного христианства. Воспитание человека в канонах П. п. считается важнее, чем его образование: воспитание готовит душу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка к жизни временной, к жизни на земле. Значительное место в православном воспитании занимает семья. Педагогика превентивная — педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи.

Педагогика реабилитационная — комплексная дисциплина, базирующаяся на мед., психол. и дефектологических знаниях, разрабатывающая вопросы пед. воздействия на больного или трудно-обучаемого и трудновоспитуемого ребенка и подростка с целью корректирования его поведения, оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации пед. запущенности. Путем реабилитации, коррекции и компенсации происходит восстановление нормальных целей, механизмов и ресурсов развития ребенка.

Педагогика реформаторская — педагогика, выступившая в конце XIX в. против отрыва педагогики от ребенка, против чрезмерного интеллектуализма в обучении, против лишения воспитанника права на самостоятельность, ограничение его деятельности узки-ми регламентированными рамками.

«Педагогика свободы» — педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость (см. Воспитание свободное). Педагогика сотрудничества — направление в отечественной педагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитан-никами, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика социальная — отрасль педагогики, исследующая воздействие соц. среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий соц. среды. П. с. изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики соц. воспитания. Термин введен нем. педагогом А. Дистервегом в XIX в. В нашей стране ведущими специалистами в области П. с. считают A. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Педагогика специальная (дефектология) — наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют сурдопедагогику (изучает закономерности обучения и воспитания глухих); тифлопедагогику (занимается со слепыми и слабовидящими); олигофренопедагогику (проблемы умственно отсталых детей); логопедагогику (исправление речи детей и подростков).

Педагогика эволюционная — педагогика, в к-рой обучение рассматривается как процесс познавательной деятельности, соответствующий естественным законам развития ребенка. Стремление к познанию, согласно П. э., присуще ребенку от рождения, но оно проявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием здоровых человеческих стремлений, природной любознательности, интереса к предмету изучения. Разрабатывалась русским педагогом XIX в. В. П. Вахтеровым.

Педагогика экспериментальная — одно из направлений, возникшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги B. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за пед. процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. П. э. легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20—30-х годах.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ — 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях пед. систем, в к-рых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые (учебно-воспитательные, образовательные, профессионально-образовательные учреждения, детские объединения и организации).

ПЕДОЛОГИЯ (от греч. pais — дитя, logos — учение) — течение в педагогике и психологии конца XIX — середины XX в. (С. Холл, П. П. Блонский и др.), пытающееся обобщенно использовать пси-хол., анатомо-физиологические, биологические и социологические подходы при обучении и воспитании детей. П. накопила ценный эмпирический материал, однако была ошибочно оценена в СССР как буржуазная наука и запрещена (постановление ЦК ВКП (б) от 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса»), в результате чего нарушился естественный ход развития пед. и возрастной психологии, психодиагностики, ослабилось внимание науки к личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

ПЕРЕНОС — влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении человеком (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире П. и возможность выполнения усвоенного способа действия в изменившихся условиях. Учителя часто забывают об этом феномене. В процессе обучения необходимо формировать у учащихся осознанные установки на связь осваиваемых действий с ранее усвоенными, на П. действий, выработанных при изучении одного учебного предмета, в др.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную соц. роль, творчески строить общение с др. людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельности.

ПЕРСОНИФИЦИРОВАТЬ — относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой.

ПЕРСПЕКТИВЫ (в пед.) — цели, способные вовлечь воспитанников в совместную деятельность. П. подразделяются на ближние (не требующие от коллектива воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»), средние (требующие больших усилий и времени) и дальние (сложные цели, достижение к-рых требует от всего коллектива много сил, времени). Понятие в таком значении введено в педагогику А. С. Макаренко.

ПЕССИМИЗМ (от лат pessimus — наихудший) — система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс; состояние разочарованности в настоящем, неверия в будущее, в свои силы для достижения жизненно важных целей. В процессе воспитания целесообразно преодолевать П. воспитанников, формируя у них оптимистическое отношение к жизни.

ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн Генрих (1746-1827) — известный швейц. педагог-демократ, к-рый первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности», «Лебединая песня» и др. Задачей воспитания считал развитие способностей человека в соответствии с законами природы. Разработал теорию так называемого элементарного образования, по к-рой обучение начинается с простых элементов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число — счет, форма — измерение, слово — речь. П. одним из первых попытался соединить обучение с производительным трудом. Центром всего воспитания в системе П. является формирование нравственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии. П. считал, что час рождения ребенка есть первый час его обучения, поэтому каждая мать должна быть вооружена правильной методикой воспитания. Для этого педагогике необходимо разработать в помощь матерям простую и ясную систему воспитания ребенка, что П. сделал в ряде своих работ. П. разработал методику начального обучения письму, измерению, арифметике, географии.

ПИКТОГРАФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО — примитивное рисуночное письмо, в к-ром предметы и действия изображались при помощи сочетания их рисунков. Используется как прием обучения, в частности на уроках истории.

ПИЛОТАЖНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ («зондаж», поисковый эксперимент, претест) — пробно-поисковое исследование, к-рое проводится до начала активного применения к.-л. методического аппарата. В процессе П. п. и. устанавливается необходимый объем выборки, уточняются детали анкет, тестов, организационные формы проведения исследования и т.д. П. п. и. — важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психол. и пед. исследования: оно помогает определить главное направление, принципы организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы. Более употребительным является термин «поисковый эксперимент».

ПИРОГОВ Николай Иванович (1810—1881) — великий русский хирург, крупнейший ученый, основатель военно-полевой хирургии, видный общественный деятель и педагог. Основные пед. работы: «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей», «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» и др. Своей статьей «Вопросы жизни» положил начало общественно-пед. движению 60-х годов XIX в. Выступал против сословных ограничений в образовании и ранней утилитарно-профессиональной выучки, к-рая тормозила нравственное воспитание детей, сужала их кругозор. Защищал общечеловеческий характер воспитания, идею школы, к-рая обязана готовить «истинного человека», обладающего широкими научными познаниями, высшими нравственными убеждениями, свободной и твердой волей. Ратовал за воспитание и обучение на родном языке. Предложил проект школьной бессословной системы образования, построенной по принципу единой школы. Способствовал открытию воскресных школ для взрослых. Как попечитель учебных округов, П. внес значительные улучшения в работу пед. советов гимназий, поощрял методические поиски учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. Боролся за автономию высшей школы. Был непоследователен в вопросе о применении физических наказаний.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА — конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой служат цели, задачи, принципы, методы и содержание учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению содержания учебного материала, развитию и воспитанию учащихся. П. у. осуществляется в виде конспекта. Конспект урока содержит формулировку темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся на каждом из этапов, алгоритмы выполнения заданий, фрагменты речи учителя или полный текст нового материала. План-конспект: тема, задачи урока, этапы урока, задания для учащихся.

ПЛАТОН (427—347 до н.э.) — античный греческий философ-идеалист. Разработал систему идеального государства, в к-ром выделял три сословия: философов, к-рые должны управлять государством; воинов, к-рые должны охранять правопорядок; земледельцев и ремесленников, занятых производительным трудом. Выделение этих трех сословий, по П., должно происходить в процессе воспитания, осуществляемого государством. П. считают одним из первых основателей теории дошкольного воспитания. Соединяя черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал начинать общественное воспитание детей с трех лет. Считая, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, предлагал все преподавать «играючи», а не насильно.

ПОВЕДЕНИЕ — система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин П. употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не П., а деятельность. П. при этом нередко понимается как синоним деятельности, имеющей природные предпосылки, но в своей основе социально обусловленной, опосредованной языком и др. знаково-смысловыми системами, типичными формами к-рой являются познание, труд, игра, общение; определенным образом организованная деятельность, осуществляющая связь организма с окружающей средой. Три типа поведения (психол. аспект): инстинктивное, навыки и разумное.

Поведение агрессивное — действия человека, целью к-рых является демонстрация собственного превосходства в силе, причинение страдания, нанесение ущерба другим. По степени интенсивности и форме проявления П. а. может варьироваться от словесных оскорблений (вербальная агрессия) до применения грубой силы (физическая агрессия). Авторитарная педагогика провоцирует проявление П. а. как у воспитанников, так и у воспитателей. Гуманистический, личностно ориентированный подход сглаживает конфликты во взаимоотношениях, смягчает возникающие стрессовые ситуации, тем самым снижая вероятность проявления П.а.

Поведение сексуальное — взаимодействие людей, мотивированное половой потребностью. Важная сфера общественной, семейной и личной жизни, выполняющая репродуктивную, гедоническую, коммуникативную функции. Социализация П.с. проявляется в усвоении сексуальных и общественных норм, в сексуальной культуре, обусловленной половым воспитанием и сексуальным просвещением, в сексуальном опыте, выработке соответствующих установок, стремлении к эротической привлекательности.

ПОВТОРЕНИЕ — возвращение в процессе учебной работы к пройденному материалу с целью закрепления и систематизации знаний, умений и навыков учащихся. П. не является простым воспроизведением темы. Материал рассматривается в новом порядке, группируется по узловым вопросам, что создает условия для активной самостоятельной работы учащихся.

ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ — деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ (в пед.) — система пед. мер, являющихся подтверждением правильности (положительное П.) или ошибочности (отрицательное П.) отдельных действий воспитанника или его поведения в целом. Это прежде всего система методов стимулирования, в частности поощрение и наказание.

ПОДРАЖАНИЕ — вид научения, осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действия, манере поведения, общения и т. д. На П. основано использование примера как способа обучения и воспитания.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ — возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период человеческой жизни от 10—11 до 13—15 лет.

ПОЗА — положение человеческого тела, является средством невербального общения. Умение учителя пользоваться этим средством считается одним из показателей пед. мастерства.

ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ — устойчивая система отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе.

ПОЗНАНИЕ — обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом к-рого является новое знание о мире. Специально организованное П. составляет сущность учебно-воспитательного процесса.

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ — критерии, позволяющие выделить наиболее существенные аспекты пед. деятельности и дать им оценку. Подразделяются на процессуальные показатели, раскрывающие не только внешнюю сторону учебно-воспитательного процесса (действия учителя и учащихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные предпочтения и др.), и результативные, раскрывающие, каких результатов достигает учитель, какие изменения в развитии учащихся возникают благодаря его труду. При анализе эффективности учительского труда не следует ограничиваться изолированными характеристиками, касающимися знаний учащихся, наличием у них определенных пси-хических функций (мышление, память, внимание и др.) и отдельных качеств личности (честность, трудолюбие и т.д.), надо стремиться к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, учитывать не только достижение им программных требований, но и активизацию личностных резервов учащихся и учителя, их индивидуальности; принимать во внимание не только достигнутый уровень развития человека, но и его перспективу, зону ближайшего развития.

ПОЛИКУЛЬТУРИЗМ (в образовании) — построение образования на принципе культурного плюрализма, признании равноценности и равноправия всех этнических и соц. групп, составляющих данное общество, на недопустимости дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. П. в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диалога до планетарного уровня.

ПОНИМАНИЕ — процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного понятия. П. в пед. рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.

ПОНЯТИЕ — форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета, явления. Основная функция П. — выделение общего, к-рое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. П. неразрывно связано со словом, слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования. П. бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными. Одной из задач обучения является формирование П. в рамках изучаемых учебных предметов. Сформированность у учащихся понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом.

ПОСТУПОК — сознательное действие, в к-ром человек утверждает себя как личность, акт нравственного его самоопределения.

ПОТРЕБНОСТИ — нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом. П. делятся на биологические и соц., к-рые зависят от уровня экономики и культуры. Удовлетворение П. происходит в результате целенаправленной деятельности. Воспитание П. является одной из центральных задач формирования личности.

ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ — прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа воспитания.

ПРАКТИКА (от греч. prakticos — деятельный, активный) — материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и соц. объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. П. в самых различных своих проявлениях присутствует в процессе обучения, считается одним из основных компонентов профессиональной подготовки учителя.

ПРЕДВИДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — прогнозирование и предсказание в сфере образования и развития личности ребенка, предвосхищение возможного хода событий в пед. взаимодействии. Осуществляется через прогнозирование (процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы), предсказание (прогноз, выраженный в форме суждений и оценок). Немалую роль в П. п. играют пед. интуиция (способность непосредственно, без логического анализа видеть верное решение) и инсайт (озарение, открытие, внезапное рождение новой идеи).

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — конкретная часть объекта исследования, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, к-рый и исследуется.

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ — процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека, как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека.

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ — негативная установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознавать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. П. может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков. Является серьезной причиной возникновения конфликтов между учителем и учеником в пед. взаимодействии.

ПРЕПОДАВАНИЕ — специальная профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навыков и воспитание их в процессе обучения; упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач) и обеспечения информирования, осознания и практического применения знаний.

ПРЕСТИЖ (от фр. prestige — авторитет, влияние) — мера признания обществом заслуг человека; результат соотнесения соц. значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Для ребенка очень важен его П. как в глазах взрослого окружения, так и в глазах сверстников. Для учителя небезразличен уровень престижности профессии педагога в общественном сознании.

ПРИВЫЧКА— сложившийся.способ поведения, осуществление к-рого в определенной ситуации приобретает для человека характер потребности. П. могут не только складываться стихийно, но и быть продуктом направленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера. Воспитанным называют как раз такого человека, к-рый не только знает, как нужно поступить, но и не может поступить иначе в силу выработанных П., даже при отсутствии внешнего контроля за его поведением.

ПРИЕМ (в пед.) — 1) относительно законченный элемент воспитательной технологии, зафиксированный в общей или личной пед. культуре; способ пед. действий в определенных условиях; 2) элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

ПРИНЦИП ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ — последовательное стремление придать воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций. Разрабатывался Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ — основные положения, на к-рых базируется государственная политика в области образования.

Автономность образовательных учреждений — предоставление самостоятельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников.

Гуманистический характер образования — создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, к-рые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования любого желаемого уровня.

Демократизация образования — ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; муниципализация образования (участие местной власти и местной общественности в управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в деятельности образовательных учреждений); самостоятельность образовательных учреждений в выборе целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическая, экономическая и финансовая; право педагогов на творчество, свободу выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением.

Единство федерального, культурного и образовательного пространства — связь федеральной программы развития образования с национальными, региональными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни соц.-экономического и культурного развития, а также особенности местных образовательных систем.

Общедоступность — все типы учебных заведений доступны для обучения без ограничений по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право, определенное Законом РФ «Об образовании» (1996).

Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений — образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из религиозных конфессий не может пропагандироваться в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию. Свобода и плюрализм — предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей или заменяющих родителей лиц. Родители и дети могут по своему желанию выбрать для обучения государственную светскую школу или любое религиозное или частное учебное заведение.

ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ — исходные положения педагогики культуры, сводящиеся к следующему: осуществление развития личности возможно только в культурной среде; реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения; культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного само-определения ребенка; культурная среда учебного учреждения возникает лишь в совместной деятельности детей и взрослых.

ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — основные положения пед. технологии, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия:
- учет уровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требований, к-рые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитанников);
- ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отношение воспитанника к тому или иному явлению определяет степень нравственности или безнравственности совершаемых им действий);
- принцип меры (любое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно только тогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов);
- принцип динамичности пед. позиции (пед. позиции учителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловлены: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаимодействия);
- принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать проблемы за счет тех пед. способностей, к-рые проявляются наиболее полно и ярко);
- принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, к-рые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся;
- культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед. взаимодействии из различных смежных областей: искусства, психотерапии, медицины и др.;
- сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодействия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т. п. Разрабатываются Н.Е.Щурковой.

ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (пед.) — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс.

Доступность в обучении и воспитании (в пед.) — принцип, согласно к-рому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на ближайшие перспективы развития ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка— реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, к-рая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.

Наглядность (в пед.) — принцип, согласно к-рому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Н. в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Научность в обучении и воспитании — принцип, согласно к-рому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы к-рой изучаются. Необходимо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследовательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

Принцип культуросообразности — максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в к-рой находится конкретное учебное заведение.

Принцип природосообразности — исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед. процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие — главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической защиты человека.

Принцип сотрудничества — ориентация в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределения, самореализации и самодвижения в развитии; организация совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных связей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях. Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения — принцип, сущность к-рого заключается в том, что овладение знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями достигается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвоены, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, упражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения.

Связь теории с практикой — принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется путем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и обратно, применения получаемых знаний на практике, формирования понимания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в определенным образом организованном обучении.

Сознательность, активность, самодеятельность — принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выработки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способствуют реализации данного принципа методы и приемы активизации познавательной деятельности и технология активного обучения.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему — принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал к-рой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке (см. Мотивация достижения).

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — вопрос, к-рый возникает в процессе изучения пед. процессов и явлений и на к-рый надо ответить.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ (от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (в пед.) — познавательная деятельность учителя, направленная на раскрытие черт и особенностей процессов будущего развития личности воспитанника и ожидаемых от них следствий, предсказание пути и условий осуществления предвидения.

ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ — См. Учебная программа.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (в пед.) — создание проектов новых учебных планов, лабораторий и студий, новых образовательных программ.

ПРОКСЕМИКА — особая область психологии, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Пространство и время организации процесса выступают в качестве особой знаковой системы, несут смысловую нагрузку, являются компонентами коммуникативной ситуации. Знание этих норм поможет учителю квалифицированно выстраивать пед. общение.

ПРОСВЕЩЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ — просвещение, в ходе к-рого необходимо сформировать определенный уровень сексуальной компетентности и дать представление о целом ряде сексуальных понятий и явлений.

ПРОСОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ — мотивы поведения человека, содержащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро. П. м. формируются в процессе воспитания и под влиянием окружающей среды.

ПРОСТРАНСТВО ИНФОРМАЦИОННОЕ — пространство, в к-ром создается, перемещается и потребляется информация. Направление и скорость информационных потоков, способы создания и поглощения (использования) информации определяют структуру П. и. Структура этого пространства отражает информационную инфраструктуру общества, куда входят наука, СМИ, образование. Понятие введено В.Н.Костюком.

ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ — пространство, на протяжении к-рого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина государства на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания.

ПРОСТУПОК — поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы.

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе пед. практики между устаревшими пед. представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности. Последние могут быть удовлетворены лишь новым содержанием, формами, методами воспитания и обучения.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ — документ, в к-ром дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ — формы совместной деятельности учителей, организационные формы включения их в принятие управленческих решений, в управление школой. В первую очередь к таким объединениям относятся предметно-цикловые комиссии.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ — процесс пед. взаимодействия, в к-ром в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношениями.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — См. Обучение.

ПСИХОДИАГНОСТИКА (от греч. psyche — душа, diagnostics — способный распознавать) — теория и практика оценки психол. свойств, процессов, состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию. Широко используется в практике школьных психологов и частично самих учителей.

ПСИХОДРАМА — см. Психотерапия.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — психол. помощь по преодолению недостатков психического развития.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ — межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, к-рые определяют его основное настроение.

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа, logos — понятие, учение) — наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности.

Психология гуманистическая — направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое творческим возможностям духовное начало. Психология когнитивная — направление в психологии XX в., задачей к-рого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.

Психология педагогическая (от греч. pais (paidos) — дитя и ago — веду, воспитываю) — отрасль психологии, изучающая психол. проблемы обучения и воспитания детей и психол. основы пед. деятельности учителей, воспитателей, родителей, пед. коллективов.

Психология социальная — научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в соц. группы, а также психол. характеристика самих этих групп. Ко второй половине XIX в. относятся первые попытки создания самостоятельных соц.-психол. концепций: «психология народов» (М.Лацарус, X. Штанталь, В. Вундт), «психология масс» (С. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов соц. поведения» (У. Макдугалл). П. с. как наука включает в себя следующие основные разделы: закономерности общения и взаимодействия людей; психол. характеристики соц. групп, как больших (классы, нации), так и малых; психология личности; практические приложения.

Психология управления — прикладная отрасль психол. науки, в к-рой изучаются проблемы, связанные с взаимодействием людей в различных управленческих системах, включая управление государством, организацией, предприятием, учреждением, группой, коллективом и т. п.

ПСИХОТЕРАПИЯ — психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на человека с целью его лечения, изменения его отношений к соц. окружению и собственной личности. Методы и средства П. в настоящее время начинают включаться в арсенал пед. методов.

Арттерапия — терапия средствами искусства; А. как метод основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунки, лепка, аппликация на свободную тему; задания на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; анализ и интерпретация произведений искусства; репродукция произведений искусства; совместное творчество воспитателя и ребенка. Служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.

Аутогенная тренировка (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации. А. т. помогает управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Разработана нем. психотерапевтом И. Шульцем в 1932 г. Каждому педагогу необходимо овладеть методикой А. т., к-рая снижает стрессогенность пед. деятельности.

Библиотерапия — метод воздействия на ребенка, его чувства при помощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их соц. компетенцию, позволяет им успешнее овладевать нормами и правилами жизни в обществе.

Групповая психотерапия — использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают: семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родственниками; Г. п. в условиях совместной деятельности, в различного рода психогигиенических клубах; игровую психотерапию.

Имаготерапия — использование разного вида игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Свободные подразделяются на регрессивные (возвращаясь к менее зрелым формам поведения, ребенок превращается в маленького, просится на руки, ползает и т.д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностями и желаниями), агрессивные (в войну, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — метод, основанный на феномене освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания, сильной эмоциональной разрядки и раскрепощения. Метод введен австрийскими психиатрами 3. Фрейдом, И. Брейером.

Логотерапия (лечение смыслом) — направление в психол. и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Л. исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла своей жизни. Ставит целью расширение возможностей клиентов видеть спектр жизненных смыслов, к-рые может содержать в себе любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных неумением человека понять и определить смысл собственной жизни, следует предупреждать в детстве путем формирования системы жизненных ценностей, потребности в самоактуализации, соц. и профессиональной ориентации ребенка.

Моритатерапия — метод, с помощью к-рого дети ставятся в ситуацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает воспитывать правила хорошего тона. Может использоваться как метод воспитания.

Психодрама (социодрама) (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии. Попеременно выступая в качестве актеров и зрителей, пациенты моделируют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реакции, глубже самопознать себя, наладить взаимоотношения с окружающими. Понятие и процедура П. предложены Д. Морено (США).

Танцевальная психотерапия — использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, к-рые перестают тяготить личность.


А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Наверх
 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11