Дидактика – часть педагогической науки, занимающаяся исследованием проблем обучения и образования.
Само слово – дидактика – произошло от греческого didaktikos, что в переводе обозначает «поучающий».
Первым этот термин использовал в своих сочинениях немецкий педагог Вольфганг Ратке, интерпретируя его как искусство обучения.
Позже А. Я. Коменский трактовал дидактику как «искусство обучения всех всему». Наиболее оформленное определение и устойчивое место в
педагогике дидактика получила благодаря немецкому деятелю педагогической науки И. Гербарту, который описал дидактику в виде целостной,
непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Однако, основные задачи дидактики оставались неизменными на всем протяжении развития педагогики и
дидактики, как ее составляющей.
К задачам дидактики относятся проблемы разработки методов, содержания и целей обучения, принципы организации учебных учреждений,
соответствие содержания учебного процесса обобщенным характеристикам субъектов обучения и т. д.
Исходя из всего этого дидактика – наука об обучении и образовании, занимающаяся исследованием методов, целей и задач, содержании и организации этих процессов.
Дидактика охватывает все связанное с процессом обучения, на всех уровнях и по всем направлениям. Исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обучения занимается общая дидактика. Существуют еще частные дидактики, занимающиеся проблемами конкретных направлений и специализаций обучения с учетом их специфики. Дидактика выполняет и теоретическую и практическую функции, что объясняется распространением ее деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения.
К основным категориям дидактики относятся преподавание, обучение, образование, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства и результаты обучения.
• Преподавание – организованная и целенаправленная деятельность педагога, направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а так же способности их практического применения.
• Обучение – взаимодействие педагога с учениками, направленное на достижение поставленной цели.
• Образование – интеллектуальное и культурно-эстетическое развитие личности посредством обучения.
• Учение – реализация учащимся процессов самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения, и, как результат, формирование у него новых систематизированных знаний, навыков и умений.
• Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека в процессе обучения.
• Умения – практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видов научной и профессиональной деятельности.
• Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности.
• Форма – способ организации учебной деятельности с учетом специфики направления обучения, его локальных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки и т. д.
• Метод – способ решения задач и достижения цели обучения.
• Средство – все то, что помогает осуществлять учебный процесс и то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества педагога, учебные пособия, наглядный материал, оборудование учебного заведения и т. д.
Основной теоретический материал по дидактике:
- Предмет дидактики
- Основные принципы обучения
- Классификация методов обучения
- Формы организации обучения
- Принципы обучения
- Процесс обучения
- Типы учебного процесса
- Движущие силы процесса обучения
- Что воспитывает ученика в процессе обучения
- Проблемное обучение
- Виды учета и контроля
- Процесс познания
- Содержание образования
- Переход на новое содержание образования
- Требования к уроку
- Учебный план гимназии России 1914 г
- Примерный учебный план грамматической школы Англии
|
|