В основе общепринятой технологии школьной лекции лежит информационно-рецептивный подход, при котором используются объяснительно-иллюстративные приемы
подачи учебного материала. Традиционно поиски путей повышения эффективности процесса обучения на лекциях в основном шли в рамках названного подхода.
Иначе говоря, они велись в направлении совершенствования приемов подачи информации, создания условий для ее наилучшего восприятия (совершенствование
логической структуры лекции; более рациональное распределение учебного материала, выделение узловых положений лекции с тем, чтобы учащиеся без особых
трудностей могли их зафиксировать в своих конспектах; использование разнообразных приемов наглядности; применение ТСО, позволяющих увеличить объем и
точность передаваемой учебной информации). Однако в последние годы становится все более очевидной ограниченность традиционной технологии школьной лекции
и обучения в целом.
Общеизвестно, что обучение, построенное на заучивании и запоминании учебного материала, опирается лишь на работу памяти. Оно в недостаточной мере
требует
активной работы мышления учащегося. Между тем, подлинным знанием является не механически заученное, взятое в готовом виде из прочитанной лекции или из
учебника, а то, которое приобретено в результате активной, творческой познавательной деятельности обучаемого. Такой подход обеспечивают активные
технологии обучения, среди которых важную роль играет технология проблемного обучения на школьных лекциях. Суть ее, на наш взгляд, сводится к проблемному
способу изложения части учебного материала. Проблемное изложение предполагает корректную (т.е. с учетом подготовленности учащихся, имеющегося у них
запаса знаний по изучаемой теме) постановку проблемных ситуаций и их последующее разрешение. При этом мы понимаем под проблемной ситуацией
противопоставление двух или нескольких суждений, полностью или частично отрицающих друг друга, когда правильное решение проблемы является неочевидным,
требует системы аргументов, активной мыслительной деятельности учащихся.
Создать проблемную ситуацию, особенно в рамках школьной лекции, на которой, в отличие от семинара, нет спорящих, отнюдь не просто.
Применительно к школьной лекции весьма желательно, чтобы эта ситуация органично вписывалась в рамки предыдущего и последующего изложения
учебного материала. И потому ее решение способствовало бы уяснению излагаемого вопроса и темы. И во-вторых, чтобы учащийся обладал таким запасом знаний,
который позволил бы ему, если не решить (вслух или "про себя") поставленную проблему, то по крайне мере, достаточно глубоко понять ее суть и быть
готовым к восприятию ее решения учителем. С нашей точки зрения, проблема может ставиться учителем не только риторически, в форме вопросов, обращенных
к классу (что само по себе способно привлечь внимание и побудить учащихся к попытке мысленно, "про себя" ее решить); нередко оказывается полезным
организовать краткий обмен мнениями, итоги которых подводит учитель. Чисто внешне такой прием может показаться "потерей времени" в сравнении с
традиционным информационно-разъяснительным методом передачи готовых знаний. Но подобные "потери", разумеется, при умелой постановке и решении проблемных
ситуаций,
окупаются активизацией творческого, критического мышления учащихся.
Нами сформулированы дидактические цели, которые преследует создание проблемных ситуаций в процессе чтения лекций:
- привлечь внимание учащихся к учебной теме, возбудить у них познавательный интерес;
- поставить учащихся перед таким посильным, разрешимым познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы их
познавательную деятельность;
- показать учащимся противоречие между возникшей у них познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения посредством
имеющегося запаса знаний (создать мотив-стимул);
- помочь учащимся уяснить основную проблему и наметить направление путей выхода из возникшего затруднения.
Как показывает анализ дидактической литературы, основой школьной лекции является изложение учителем учебного материала в течение ряда уроков
согласно календарно-тематическому планированию с акцентом на ведущие идеи, принципы, законы, алгоритмы. Основными методами и приемами при проведении
лекционных занятий являются объяснение, рассуждение, проблемное изложение, критическая постановка вопросов.
Как правило, урок-лекция проводится при прохождении нового раздела, темы учебного курса; учебного материала, мало или совсем не связанного с
ранее изученным; при обобщении отдельных разделов или тем изученного материала; при сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных
закономерностей; при выводе сложных закономерностей с применением большого математического аппарата и ряда логических операций; при изучении тем, где
необходимы межпредметные связи и изучение материала проблемного характера.
В зависимости от дидактических целей лекции бывают вводные, инструктивные, обзорные, обобщающие, минилекции, кино(видео-)лекции.
В своей практической деятельности мы стремимся придать лекции интерактивный характер, сделать лекционный материал более значительным и интересным для учащихся, стимулировать
их познавательную деятельность и творческую активность.
На наш взгляд, лекция как активная технология обучения
должна отвечать следующим методическим требованиям:
- обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
- содержать только достоверные и научно проверенные факты;
- иметь четкую логику изложения последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- включать сравнения, сопоставления, аналогии;
- содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- побуждать учащихся приводить свои факты и примеры в подтверждении услышанного, участвовать в беседе по их анализу;
- сопровождаться наглядно-образным материалом и техническими средствами обучения, такими как основные тезисы, логические схемы, видеозапись и др.;
- иметь проблемный характер, содержать критическую постановку вопросов.
Во время проведения лекции мы придерживаемся следующих правил:
- показывать учащимся свою увлеченность;
- высказывать свое отношение к излагаемым фактам, событиям;
- стараться сделать учащихся соучастниками учебного процесса: обращаться к ним с вопросами, интересоваться их Мнением, обсуждать
варианты ответов, предложений, решений, провоцировать их на дискуссию.
Неоценимую помощь в активизации познавательной деятельности учащихся при чтении школьных лекций оказывают технические средства обучения,
в частности, такое универсальное аудиовизуальное средство, как видеокассета. Наш опыт практической работы свидетельствует, что видеозапись вызывает
у учащихся интенсивную умственную нагрузку. Это связано с тем, что видеозапись сочетает в себе изображение, слово и систему познавательных заданий.
Она синтезировала все средства изображения (кино, телевидение, слайды, фотографии, произведения живописи, формулы, графики, таблицы, диаграммы).
Видеомагнитофон позволяет останавливать на экране изображение, окрасил, часть изображения, изменить план кадра и его деталей, ввести световую "указку",
сделать соответствующие надписи на экране. Видеокамера позволяет записывать экскурсионные материалы, экономические объекты, а также рассказы интересных
людей, показывать предметы и явления реальной действительности. Таким образом, видеозапись практически всесильна и универсальна, ее можно применять на всех
этапах лекции.
Мы считаем, что лекция с применением учебной видеозаписи требует серьезного предварительного обдумывания на этапе ее подготовки. Большое значение
имеет слово учителя перед включением видеозаписи Обычно в своем вступительном слове учитель дает установку, направление анализа материала, который
предстоит просмотреть. Разумеется, характер установки, прежде всего, зависит от цели показа и содержания видеозаписи.
Вопросы-задания, помещенные перед видеофрагментом, делают его просмотр целенаправленным; расположенные в середине фрагменты задания сужают поле
наблюдения и разделяют фрагмент на части; включенные в конец видеозаписи вопросы заставляют либо мысленно представить весь фрагмент, либо просмотреть
видеозапись повторно. Размещение вопросов, конечно, должно быть определено конкретной методической задачей, целью показа. Наш опыт использования
видеоматериалов показал,
что такие задания нужны, они помогают увеличить зону активного восприятия лекционного материала на 7-10 минут.
Используя видеозапись, в то же время, по нашему мнению, не следует забывать о возможности использования такого простого и мобильного средства,
как доска. Постоянное и продуманное ее использование является средством активизации внимания и улучшения процесса обучения. Практика показывает, что
размышления учителя у доски, рациональное ее использование позволяет лучше раскрыть структуру школьной лекции, логические связи между вопросами.
Однако для того, чтобы доска выступала в качестве активного средства обучения, мы считаем необходимым учитывать ряд методических требований.
К числу важнейших из них относится очередность в отражении на доске излагаемого учебного материала. На доске должны быть отражены основные вопросы темы,
которые записываются последовательно, начиная с верхнего левого утла доски, что соответствует последовательности исследуемого материала. Сложные вопросы
лучше разбивать на подвопросы, что помогает создавать так называемые "опорные пункты” в Изучении и усвоении материала. Если по ходу изложения возникает
необходимость приведения схем, цифр, терминов, то их лучше написать в стороне - на правой части доски, чтобы они не нарушали стройности системы. Закончив
изложение первого вопроса, учитель переходит к следующему, объясняя логику перехода. А завершив исследование второго вопроса, снова возвращается к логике
связи его с первым и т.д. К моменту окончания лекции на доске записан весь план вместе с "опорными пунктами". Учителю остается сделать выводы, еще раз
наглядно представив логику своего изложения.
Большое внимание при чтении лекции уделяем логическим схемам, таблицам, иллюстрирующим логику темы, раздела, развитие излагаемых явлений и
процессов, их связи и взаимозависимости. На наш взгляд, малопродуктивным является использование готовых таблиц и схем. И здесь опять преимущество за доской,
на которой учитель вместе с учащимися разрабатывает, рассчитывает и записывает таблицы, схемы, графики, задавая по ходу вопросы, заставляя думать, т.е.
обращая внимание на логику изложения и возникающие проблемы. Ведь в данной технологии важен не столько результат, сколько процесс формирования мыслительной
деятельности учащихся.
Придавая изложению проблемный характер, важно привлекать внимание учащихся к учебнику, давать общую ориентировку в печатных источниках, в текстах
соответствующих параграфов учебника.
Современная дидактика общеобразовательной школы накопила обширный арсенал методических установок, разработок и приемов, которые способны повысить
эффективность школьной лекции. Технологически этот процесс можно представить следующим образом:
1. Задачи лекции. Лекция должна быть посвящена одной теме. До сведения учащихся нужно довести основные учебные цели лекции.
2. Подготовка учителем конспекта лекции. Конспект лекции готовится в форме рассказа, а затем сокращается до плана, включающего
основные разделы и подразделы. Затем лекция читается по данному плану, а не как рассказ.
При составлении плана лекции полезно использовать разноцветные памятки с краткими визуальными сигналами для самого учителя, например:
- отмечать переход от данной идеи к другой пометками "пауза" или "П" (переход);
- в том месте, где планируется показ видеозаписи, делается памятка "АВ" (аудиовизуальные средства);
- в том месте, где нужно остановиться и задать вопрос, ставятся значки "В" или "?" (вопрос);
- места для периодических обобщений или проверки понимания отличаются значками "О" или "ПП".
3. Введение. Чтобы привлечь внимание учащихся и настроить их на определенный лад, нужно хорошо спланированное и эффективное
введение. С этой целью опытные учителя подбирают интересные факты, неоднозначные события, неожиданные явления.
4. Содержание лекции. Материал лекции должен углублять и дополнять содержание учебника, а не просто повторять или обобщать его.
Учащиеся вряд ли начнут читать учебник, вели учитель уже передал им его содержание.
5. Использование примеров. В лекцию включаются идеи и примеры, с которыми учащиеся уже знакомы. Как правило, в лекции
устанавливается взаимосвязь между тем, что уже известно учащимся, и изучаемым материалом.
6. Терминология. В лекции используются термины, уже известные учащимся, если же вводится новое понятие, то значение его
подробно объясняется.
7. Мультисенсорная стимуляция. Как показывают психолого-педагогические исследования и опыт практической работы, через десять
минут после начала лекции внимание учащихся начинает ослабевать, и в этот момент необходима мультисенсорная стимуляция. Это могут быть вербальные сигналы,
например, голосовые модуляции, запланированные паузы, шутки; или визуальные, такие как видеозапись, слайды, модели, жесты; или сенсорные, например, когда
учитель движется по классной комнате.
8. Визуальный контакт. Во время лекции, как свидетельствует практика, учитель может визуально отслеживать аудиторию и раз
в 45-60 секунд устанавливать визуальный контакт с каждым из учащихся класса. Частный контакт на уровне глаз дает учителю представление о внимании к лекции
и понимании материала учащимися, а также помогает устанавливать взаимосвязь между учителем и учащимися.
9. Темп. Темп лекции должен быть умеренным и разнообразным, обеспечивающим эффективное восприятие, осознание и понимание
излагаемой информации.
10. Тон голоса. Голос учителя должен быть приятен, а речь интересной для учащихся. Тон не должен быть повышенным или
раздражительным. Для того чтобы подчеркнуть важные моменты, можно использовать театральные модуляции
11. Подведение итогов и упражнения на закрепление. Заранее планируется подведение итогов и упражнения на закрепление,
дающие учащимся возможность задать вопросы, обсудить и глубже усвоить материал.
12. Обратная связь. Формальное мнение учащихся можно получить, дав им заранее заполнить контрольный листок или небольшую анкету.
Кроме того, можно лекцию записать на видео и затем проверить себя; можно попросить своего коллегу поприсутствовать на лекции или просмотреть видеозапись,
а затем обсудить вместе; можно проверить конспекты лекции у учащихся.
Наверх
|
|