знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Технология сократического диалога

Несомненный интерес представляет технология обучения, основанная на сократическом подходе, при котором учитель и учащиеся, стоя на разных позициях, уточняют в споре свои точки зрения. Вопросы учителя способствуют развитию критического, творческого мышления учащихся. Такими вопросами могут быть следующие:
1. Достаточно ли обоснована ваша позиция?
2. Объясняет ли ваша позиция конкретные ситуации?
3. Доказательны ли ваши доводы?
4. Доказан ли фактический материал?
5. Что является следствием из вытекающих отсюда позиций?
6. Существуют ли обстоятельства, которые могут заставить вас изменить вашу позицию?

Приведем в качестве примера проблемы общественной жизни, обсуждая которые, ученики учатся находить пути их решения. Общественная проблема (курс обществознания) может быть сформулирована в виде следующих вопросов:
1. Необходимо ли отменить смертную казнь?
2. Должна ли Россия предоставить независимость Чечне?
3. Нужна ли в России частная собственность на землю?

Самое главное в данной технологии - изучение позиции учеников.

Технологически модель состоит из шести этапов:
а) введение в курс задания;
б) определение задания;
в) принятие позиций;
г) исследование мотивов принятия позиций;
д) пересмотр и утверждение позиций;
е) проверка предположений по фактам, определениям и Последствиям.

Рассмотрим более подробно каждый этап.

На первом этапе учитель сообщает ученикам задание. Иногда они смотрят видеоматериалы или обсуждают, как данный случай касается жизни школы, сообщества или их лично Дальше необходимо выделить основные моменты разбираемого случая, анализируя, кто как поступил и почему.

На втором этапе ученики выстраивают факты, явления в единую систему, объясняя, какие для этого используются основания.

На третьем этапе учащимся предлагается определить свою позицию и обосновать ее.

На четвертом этапе исследуются различные позиции. Теперь учитель как бы бросает вызов позициям учеников. Согласно сократической теории, учитель может использовать один из известных приемов ведения дискуссии. Например, попросить учеников описать желательные и нежелательные последствия их позиций.

На пятом этапе происходит пересмотр и утверждение позиций.

На шестом этапе идет проверка позиций с помощью фактического материала, внимательная проработка фактов. Учитель помогает ученику выяснить, удержит ли он свою позицию при самых крайних условиях. Этот этап можно разделить на два: анализ и аргументацию. Анализ действий производится в виде обсуждения вопросов. Это дает материал для дальнейшего исследования. Аргументация, которая оформлена как противопоставление, должна побудить занять твердые позиции.

Структура данной технологии идет по нисходящей. Сначала учитель определяет этапы работы, переходя от одного к другому. Очевидно, что многое зависит от способности учеников выполнять задания. После того, как учитель поможет ученикам пройти все этапы работы, они в дальнейшем смогут проводить такие занятия самостоятельно.

На четвертом и пятом этапах реакция учителя, по нашему мнению, не должна быть положительной или отрицательной. Учитель задает ученикам лишь направляющие вопросы. Он также следит за последовательностью действий и аргументацией, чтобы одно положение вытекало из другого, а новый спор начинался после окончания предыдущего.

Когда ученики оценят свое утверждение, учитель "бросает им вызов". По сократической теории, он сначала проверяет мнение одного ученика, прежде чем "бросить вызов" другим учащимся. Как показывает практика, существует опасность, что сократический диалог может перейти в перекрестный допрос или в игру, где требуется угадать, какой ответ ждет учитель. В связи с этим учитель должен предупредить учащихся, что определение и развитие вопросов весьма относительно.

С другой стороны, чтобы проверять верность подтверждений и предположений, необходимо обладать так называемыми "поддерживающими" (подтверждающими) знаниями. Основным подтверждением могут служить документы, отражающие реальное положение. Также можно использовать уже опубликованные или собрать свои материалы по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы все значительные факты были использованы в процессе обсуждения, чтобы не оставалось никакой неясности.

Практика и проводимые исследования показывают, что сократический (противоречивый) диалог, который ведет к аргументации, может показаться вначале трудновыполнимым, особенно для тех учеников, речь которых менее развита. С этой целью из учащихся формируются небольшие группы (3-4 ученика), которые определяют свою общую позицию и коллективно ее защищают. В плане занятия предусматривается перерыв, пересмотр позиции в группах и повторное обсуждение проблемы.

Анализ практики показывает, что ученики не сразу приобретают знания, необходимые для объяснения своей позиции и уверенность для ее определения и аргументации. С этой целью мы даем учащимся возможность заранее подготовиться к обсуждению, чтобы они смогли собрать информацию, приобрести уверенность для предстоящей дискуссии. Следует отметить, что одноразовые короткие занятия по сложным проблемам обречены на неудачу. По нашему мнению, занятия, дающие ученикам базовые знания по анализу и ведению дискуссии, должны проводиться постепенно и систематически. Материалы для обсуждения должны быть относительно доступными и не предполагать наличие многих дополнительных знаний.

Эта технология требует определенного руководства со стороны учителя, хотя во время дискуссии в классе царит атмосфера открытости и интеллектуального равенства.

Очевидно, что во время проведения занятия в форме сократического диалога, необходимо создавать в классе климат, способствующий активной работе учащихся, где каждое мнение встретит понимание и уважение. Исходя из этого, мы считаем, что технология сократического диалога способствует формированию педагогической парадигмы диалогического человека. В этом контексте развитие личности ребенка понимается как движение не только к умению слушать и понимать другие точки зрения, но и к умению вступать с ними в диалог. В связи с этим важно научить школьника сомневаться в своей точке зрения и быть открытым множеству взглядов других людей. Ученик должен научиться слушать многоголосие мира, множественность субъективных миров других людей.

Проведенные исследования позволили нам сформулировать методические требования к учителю во время проведения сократического диалога:
- избегать прямой оценки взглядов учащихся;
- задавая вопросы, проверять, насколько глубока и аргументирована позиция учащихся;
- избегать принимать какую-либо позицию;
- применять диалектичный стиль: использовать диалог противоположных мнений, задавать вопросы по утверждениям учеников, проводить аналогии, противоречащие их утверждениям;
- следить за тем, чтобы все вопросы были основательно изучены.

С нашей точки зрения, главный результат технологии сократического диалога - умение анализировать вопросы. Сюда входят навыки определения проблем, позиций на основе фактов, умение вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, разрешать противоречия.

Другим важным результатом является приобретение умения вести диалог, формирование коммуникативных навыков.

Наконец, данная технология способствует развитию плюрализма и уважению к мнению других людей.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11