Технология учебной дискуссии используется при анализе Проблемных ситуаций, когда невозможно дать простой и однозначный ответ на поставленную задачу. Это позволяет учащимся лучше понять технологию принятия сложных решений, сопоставить противоречивые данные, а учителю помогает с большей точностью в корректной форме оценить уровень базовых знаний и степень подготовленности учащихся по теме (разделу) учебного курса.
Как свидетельствует практика, дискуссия обычно проводится для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала. Нами выделяются следующие факторы, способствующие углубленному обсуждению проблемы:
- обмен информацией;
- поощрение разных подходов к одному и тому же событию. явлению;
- сосуществование различных несовпадающих мнений и предположений;
- возможность критиковать и отвергать любое из высказанных мнений;
- побуждение участников к поиску группового решения.
С нашей точки зрения, главными чертами учебной дискуссии является то, что она представляет собой целенаправленный и упорядоченный обмен суждениями, мнениями в группе ради поиска истины. Как правило, в ходе дискуссии обсуждается конкретная проблема. Например: "Частная собственность ни землю: за и против".
При проведении дискуссии нами используется методики кооперативного обучения: разделение участников на подгруппы по 5-6 человек. В каждой из малых групп между участниками распределяются основные роли - функции. "Ведущий" организует обсуждение вопроса, вовлекает в него всех членов группы. "Аналитик" задает вопросы участникам по ходу обсуждения, подвергает! сомнению высказываемые идеи, формулировка
"Протоколист" фиксирует все, что относится к решении) проблемы, после первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы "Наблюдатель" оценивает участие каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.
Порядок работы класса при этом способе организации:
- постановка проблемы;
- разбивка участников на группы, распределение ролей в милых группах, пояснения учителя о том, каково ожидаемое участие учащихся в дискуссии;
- обсуждение проблемы в малых группах;
- представление результатов обсуждения перед всем классом;
- продолжение обсуждения и подведение итогов.
Возможна и иная методика проведения обсуждения;
1. Вначале учитель ставит задачу для обсуждения.
2. Учащимся дается базовая информация по проблеме, исторические факты и т. д. (это также может быть частью домашнего задания накануне обсуждения).
3.Учитель делит учащихся на группы по 4-6 человек, каждой группе раздаются :
4. Учитель выделяет время на выполнение задания: 10-20 минут.
5. Работая в группах, учащиеся заполняют таблицу, записывая в колонки преимущества и недостатки каждого варианта, и принимают решение по проблеме.
6. Представители каждой группы рассказывают о результатах. Учитель просит сравнить полученные результаты, рассказать, почему в том или ином случае группы приняли одинаковые или различные решения, ответить на вопросы учащихся.
Нами используются следующие приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или конкретного случая; ролевая игра; приглашение экспертов; демонстрация видеозаписи; использование текущих новостей; магнитофонные записи; стимулирующие вопросы, особенно типа "что", "как", "почему", "что произошло бы, если...?"
Установлено, что продуктивность генерации идей во время дискуссии повышается, если учитель:
- дает время, чтобы ученики могли обдумать ответы;
- избегает неопределенных, двусмысленных вопросов;
- обращает внимание на каждый ответ;
- изменяет ход суждения ученика, расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает вопросы типа: "какие сведения еще можно использовать?", "какие здесь возможны альтернативы?" и т. д.);
- уточняет, поясняет высказывания учащихся, задании уточняющие вопросы (например: "Ты сказал, что здесь ecu. сходство, сходство в чем?", "Что ты имеешь в виду, когда говоришь...?" и т. д.);
- предостерегает от чрезмерных обобщений (например: "Когда, при каких условиях это утверждение будет верным?");
- побуждает учащихся к углублению мысли (например "Как можно доказать, что это верно?'*, "Итак, у тебя есть ответ Как ты к нему пришел?").
Технология подведения итогов текущего обсуждения ни ми выстраивается следующим образом:
- резюме сказанного по основной теме;
- обзор представленных данных, фактических сведений;
- суммирование обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
- переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов;
- анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.
Требования к подведению итогов: краткость, содержательность, отражение всего спектра аргументированных мнений.
В конце дискуссии подводится общий итог. Это не только и не столько конец размышления над проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей проблемы (темы).
Нами разработаны правила проведения дискуссии: один (говорит - все слушают, не прерывают говорящего; никто не говорит больше, чем нужно для формулировки идеи; критика вы оказываний, а не персоналий; доброжелательный тон; не повторяться; держать логику высказываний, все идеи имеют ценность; обращаться по именам; не уводить в сторону дискуссию (не отклоняться от темы обсуждения).
Рассмотрим формы организации дискуссий, которые практикуются в американских учебных заведениях.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу
Данная форма дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трех-пяти человек ведет дискуссию на заранее выбранную
тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают вопросы участникам беседы.
Дискуссия в стиле телевизионного ток- шоу дает возможность четко выразить свои точки зрения по заданной теме Однако не следует забывать,
что остальные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы
личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимание от темы дискуссии и чтобы все участники имели равные возможности высказывать свою точку
зрения (выступление не должно продолжаться более 3-5 минут). Ведущий должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы.
Продолжительность дискуссии не должна превышать 40-60 минут.
Технология проведения дискуссии следующая:
1. Ведущий определяет тему дискуссии, приглашает основных участников, конкретизирует условия проведения дискуссии
(продолжительность выступления и т. д.).
2. Ведущий рассаживает участников дискуссии таким образом, чтобы "зрители" сидели вокруг стола основных действующих лиц
(т.е. столы "зрителей" должны быть расставлены буквой П).
3. Ведущий начинает дискуссию: представляет основных участников в дискуссии и объявляет тему.
4. Первыми выступают основные участники Их выступления продолжаются не более 20 минут, после чего ведущий приглашает
принять участие в обсуждении. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении правил во время дискуссии.
5. По окончании дискуссии ведущий подводит итоги, дает краткий анализ высказываний основных участников.
Дискуссия в форме симпозиума
Как и дискуссия в форме телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет хорошо подготовленным учащимся поделиться своими знаниями с аудиторией, не превращая свое выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и выступающими.
Два или три учащихся, хорошо разбирающихся в теме дискуссии, в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого учащегося не должна превышать 10 минут. Затем 20 минут отводится на общее обсуждение.
Дискуссия в форме симпозиума особенно эффективна тогда, когда необходимо поделиться опытом, рассказать о результатах работы целой группы и т.д. В этом случае можно организовать конференцию, состоящую из нескольких логически дополняющих друг друга тематических блоков.
Технология проведения дискуссии в форме симпозиума:
1. Для того чтобы провести симпозиум, учитель должен подготовить учащихся - лекторов, договориться о тематике и плане их выступлений, регламенте и т. д.
2. Ведущий официально открывает дискуссию, рассказывает о предмете обсуждения и предоставляет слово основным участникам. Ведущий также следит за регламентом.
3. После выступлений лекторов ведущий предлагает всем желающим принять участие в дискуссии Общее обсуждение продолжается 15-20 минут, причем одно выступление не должно превышать 2-3 минуты. Ведущий старается вовлечь в беседу как можно большее число участников. При необходимости он напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении правил во время дискуссии
4. По окончании общего обсуждения ведущий подводит |ггоги дискуссии в целом. Лекторы могут ответить на вопросы.
Наверх
|
|