Многие учащиеся воспринимают проводимые в классе дискуссии как возможность поспорить, высказать свое мнение без необходимости его аргументировать или даже внимательно выслушать тех, кто придерживается противоположного мнения. В то время как задача учителя состоит в том, чтобы больше внимания уделять развитию у учащихся навыков участия в дискуссии, умению излагать свою точку зрения и отвечать на замечания других участников дискуссии. Важно, чтобы учащиеся овладели основными приемами публичной дискуссии, опирающимися на классическую риторику: избегали логических ошибок в своих аргументах; приводили отражающие истинное состояние дел аргументы, демонстрировали если не симпатию, то хотя бы понимание противоположных точек зрения; стремились к формированию общей платформы по противоречивым проблемам. И, возможно, самым необходимым навыком речи, который нужно развивать у учащихся, является способность задавать собственные вопросы по изучаемой теме. Все ученики, активно участвуя в процессе обучения, должны знать, как удовлетворять собственное любопытство и научиться критически мыслить.
Для того чтобы учащиеся смогли приобрести навыки критического мышления, их необходимо обучать умению думать. Существует целый ряд методов развития
этих навыков - от простого умения рассуждать до создания в классе атмосферы, благоприятной для размышлений. В частности, для развития умения обобщать полученные сведения учащимся предлагается ответить на серию вопросов:
• Вступительный вопрос: "На что вы обратили внимание? Что общего имеют данные явления, что отличает их друг от друга?"
• Вопрос о причинно-следственных связях: "Что могло послужить причиной...? Какой был результат...? Какой вывод можно сделать из...?"
• Вопрос об обосновании мнения ученика: "Почему вы так думаете?"
• Вопрос о сделанном учеником выводе: "Какое обобщение вы могли бы сделать?"
Оценить, создана ли в классе атмосфера, благоприятная для развития навыков критического мышления, можно по следующим признакам:
1. В классе изучается лишь несколько противоречивых вопросов и избегается поверхностное знакомство с большим их количеством.
2. Тема занятия логично вытекает из изучаемого материала.
3. У учащихся достаточно времени для размышлений над ответом.
4. Учитель ставит перед учащимися сложные, структурированные задания, учитывающие способности и подготовленность учащихся.
5. Учитель своим примером показывает учащимся, как надо размышлять над поставленными проблемами
6. Учащиеся всегда обосновывают свои суждения и мнения.
Одним из таких подходов к развитию у учащихся навыков критического мышления и является технология академических структурных противоречий,
разработанная Джонсоном и Джонсоном (David Johnson, Roger Johnson). Данная технология обоснована на предположении о том, что противоречия (противоположные мнения о предмете обсуждения) при совместной работе над ними нескольких групп учащихся могут иметь положительный познавательный результат. Разработанные Джонсоном и Джонсоном технологические этапы проведения таких занятий помогают учащимся перейти от простого получения информации к выработке аргументированных суждений о ней.
Для проведения занятий по данной технологии необходимо:
1. Выбрать тему, по которой надо подобрать материалы, отражающие два противоположных подхода к ней.
2. Подготовить задания, в которых поставить перед учащимися задачу, способ ее решения и противоречие, которое будет разбираться на занятии
3. Применить структурный подход к разбираемому противоречию для того, чтобы обеспечить совместную работу нескольких групп.
Технология структурных академических противоречий предусматривает четыре этапа:
1 этап: группы из четырех человек делятся на две пары. Каждая пара изучает одно из противоположных мнений о предмете обсуждения и готовится к защите мнения.
2 этап: по очереди каждая из пар аргументировано излагает свою позицию другой паре, которая в это время может делать записи и задавать вопросы, касающиеся не понятых ими мест из выступлений.
3 этап: обменявшись своими материалами и записями, пары готовят короткие выступления, в которых демонстрируют свое понимание позиции другой пары.
4 этап: пары принимают участие в общей дискуссии, в которой пытаются найти общие и противоположные положения в позициях обеих пар. Стороны пытаются прийти к некоторому соглашению, хотя бы по отношению к действиям, которые надо предпринять для разрешения противоречий. После этого стороны в письменной форме фиксируют свои позиции.
При подведении итогов занятия важно обсудить с учащимися то, как они оценивают работу своих пар и помог ли такой подход более глубокому пониманию обсуждавшейся темы.
Наверх
|