В условиях существующей классно-урочной системы занятий наиболее легко вписываются в учебный процесс технологии учебного сотрудничества. Эти технологии позволяют достичь поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными методами, сохраняя при этом все достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик.
Технологии учебного сотрудничества (кооперативного обучения) основываются на совместной работе учащихся в малых группах, на взаимном обучении. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои усилия и энергию для того, чтобы выполнить общие задания или достичь общей цели. Работая в малых группах, учащиеся осваивают коммуникативные навыки, разбираются с конкретными проблемами, взаимно обучают друг друга.
Идеи учебного сотрудничества, взаимного обучения не новы, в частности, их высказывал в "Великой дидактике" Я А. Коменский, подчеркивая, что "человек, передающий свои знания другим, не только укрепляет в себе эти знания путем повторения, но и получает возможность глубже проникать в вещи".
В дальнейшем эти идеи развивали представители гуманистической педагогики и психологии Дж. Дьюи, К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Э. Колли, К. Д Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А Сухомлинский.
Однако основная идеология учебного сотрудничества была разработана тремя группами американских ученых из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Р. Джонсон и Д Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.
В современной отечественной педагогике и психологии вопросы обучения учащихся в сотрудничестве достаточно полно рассмотрены в научных публикациях В.В. Давыдова, В.К. Дьяченко, И.Б. Первина, Е.С. Полат, Г.В. Селевко. На практике идеи учебного сотрудничества нашли свое воплощение в творческой деятельности учителей-новаторов (70-80-е годы).
С нашей точки зрения, организовать учебное сотрудничество означает больше, чем посадить вместе несколько учеников и попросить их помогать друг другу. Как показывает наш многолетний опыт работы в школе, есть много факторов, которые могут негативно повлиять на осуществление коллективной работы:
- слабо подготовленные учащиеся могут перекладывать выполнение заданий на более способных членов группы, которые, возлагая на себя роль лидеров, направляют работу группы в выгодном для себя направлении;
- отличники могут объяснять другим членам группы смысл задания, что закрепляет их знания об изучаемом материале, в то время как другие учащиеся остаются лишь пассивными слушателями;
- работа в группе может привести к таким нежелательным последствиям, как развитие у ученика чувства беспомощности, стремления уйти от ответственности, породить иждивенческие настроения, потерю интереса к учению, приучить его к несправедливому распределению обязанностей, к неоправданной вере в авторитеты, к мешающим делу спорам и конфликтам внутри учебной группы.
По нашему мнению, чтобы учебное сотрудничество было эффективным, необходимо соблюдение следующих условий:
1. Учебно-познавательная деятельность учащихся в малых группах должна быть увлекательной.
2. Учебные задания должны учитывать интересы учащихся и опираться на эти интересы.
3. Каждый учащийся является субъектом учебнопознавательной деятельности.
4. Каждый учащийся вносит свой посильный вклад в достижение общей цели.
5. Хороший психологический микроклимат в группах.
Как показывают исследования ученых и наши собственные исследования, технологии учебного сотрудничества предполагают:
- осознание цели деятельности как единой и значимой, требующей объединения усилий каждого члена группы;
- разделение функций и обязанностей между членами группы;
- установление отношений ответственности и творческой взаимозависимости между членами группы, их взаимное обогащение;
- организация совместных действий, направленных на активизацию познавательных процессов;
- обмен способами действий - задается необходимостью построения различных способов решения проблемы;
- взаимопонимание - диктуется характером вовлечения учащихся в совместную деятельность;
- интенсивное творческое общение, коммуникации, без которых невозможно распределение, обмен и взаимопонимание;
- осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы;
- регулярное обсуждение всей группой хода работы в целях повышения ее эффективности;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение учащихся к собственному действию и обеспечивается коррекция этого действия.
Рассмотрим несколько подробнее основные концептуальные положения технологий обучения в сотрудничестве.
Во-первых, занятия, на которых применяются технологии учебного сотрудничества, существенно отличаются от традиционных учебных занятий, центром которых является учитель. В частности, роль учителя изменяется, и вместо "директора-распорядителя" он становится консультантом или помощником, организатором активной познавательной деятельности учащихся. Он имеет больше возможности для того, чтобы именно учить, поскольку многие вопросы, связанные с дисциплинарным управлением классом, решаются без его участия самой кооперативной структурой занятия.
Во-вторых, в данных технологиях значительное внимание уделяется созданию положительных связей и взаимозависимости между учащимися, так как успех каждого ученика зависит от успеха остальных. Например, ученики работают в экспертных группах, где они изучают ключевые вопросы, факты, аргументы, решения и доказательства по текстам, связанным общей тематикой Затем, когда группы меняют состав, один из членов каждой экспертной группы переходит в другую группу, где рассказывает об изученном им вопросе. Понимание всех этих текстов и вопросов группе необходимо для того, чтобы двигаться дальше и осуществить следующий шаг, которым зачастую является применение изучаемых прецедентов в новой ситуации При этой технологии, как показывает практика, ученики видят в своих одноклассниках необходимые источники информации. К тому же, группа не сможет добиться успеха до тех пор, пока каждый из участников не освоит материал или не поможет другим.
В-третьих, обучение происходит в процессе общения: учащиеся, для того чтобы обрести
понимание важных идей, должны общаться друг с другом, с учителем. Даже если они себя считают независимыми и несут личную ответственность за свои знания, без осмысленного взаимодействия положительный эффект учебного сотрудничества будет сведен к нулю.
Главными особенностями технологий учебного сотрудничества на уроке являются:
- класс делится на группы для решения конкретных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы и всей группы в целом;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Как свидетельствует практика, при применении технологий учебного сотрудничества учащиеся в микрогруппах совместно работают на протяжении одного урока для того, чтобы:
- узнать что-то новое, провести учебное исследование;
- выполнить конкретное учебное задание;
- решить конкретную познавательную проблему;
- провести учебный эксперимент;
- разработать творческий проект.
На основании изложенного, можно выделить основные идеи, присущие технологиям учебного сотрудничества:
1. Общность цели и задач: в основе обучения лежит сотрудничество, а не соревнование.
2. Индивидуальная ответственность: успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого учащегося, что предусматривает помощь каждого члена группы друг другу.
3. Равные возможности успеха: возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения, кажщый ученик работает в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценить себя наравне с другими.
4. Выполнение социальных ролей: каждый учащийся выпол-няет разные социальные роли (лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, аналитика, исследователя и др.).
5. Самостоятельная работа: индивидуальная и коллективная самостоятельная работа над проблемой - приоритетный вид учебно-познавательной деятельности.
6. Учитель - менеджер: учитель выступает как организатор активной познавательной деятельности учащихся, как компетентный консультант и помощник.
Рассмотрим более подробно роль учителя при проведении занятий в форме учебного сотрудничества. В условиях данной Технологии учитель приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче готовых знании и опыта, накопленных человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.
Как показывают исследования И, Б. Первина и наши собственные исследования, обучение в сотрудничестве приводит к изменению в структуре деятельности
учителя. Более наглядно этот процесс представлен нами в форме:
Каждый раз, когда проводятся занятия с применением технологий учебного сотрудничества, учитель должен решить, какова будет его роль: будет ли он руководить ходом занятия, принимая в нем участие, или будет руководить, не вмешиваясь. Но при любом выборе технологии учебного сотрудничества предполагают, что главная задача учителя не изложить какие-либо знания ученикам, а совместно с ними их добыть, научить учащихся способам самостоятельного приобретения знаний.
Нами установлено, что технология деятельности учителя при организации занятий в форме учебного сотрудничества имеет следующую структуру:
1. Определить цели занятия.
2. Провести подготовку к занятию: сформировать учебные группы, подготовить классное помещение, учебные материалы, определить роли между учащимися внутри группы.
3. Выдать задание, четко объяснить его цель, разъяснить учащимся - какой ожидается результат.
4. Помочь ученикам начать работу в группе.
5. Следить за тем, чтобы занятие протекало эффективно, вмешиваться в ход занятия только в случае крайней необходимости.
6. Оценивать работу учеников, организовывать обсуждение членами группы процесса взаимодействия и сотрудничества друг с другом.
Охарактеризуем более подробно технологические этапы деятельности учителя при организации занятия в форме учебного сотрудничества.
Определение целей занятия. Учебные цели должны быть сформулированы на доступном для учащихся уровне и соответствовать уровню преподавания, согласуясь с концептуальным
анализом и смыслом задания. Мы полагаем, что особое внимание следует обратить на социальные аспекты учебной деятельности: какие навыки межличностного общения и работы в малых группах
будут необходимы учащимся на занятии, какой вклад каждого из них будет внесен в общее дело.
Подготовка к занятию. Одна из важных задач учителя на данном этапе: определение состава малых групп. Их комплектование - сложная педагогическая задача. Группы по своему составу могут быть гомогенными (однородными) и гетерогенными
(разнородными). И то, и другое сочетание для достижения разных целей имеет свои плюсы и минусы.
Как показывает наш практический опыт работы, обучение в сотрудничестве и развитие личности в нем в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно в гетерогенных группах, состоящих из учеников
с разными познавательными способностями. С нашей точки зрения, в каждой микрогруппе должны быть сильные, средние и слабые ученики, мальчики и девочки.
Гомогенные группы, в которых собраны только сильные ученики, лишь в отдельных случаях дают высокие показатели коллективной деятельности, социальные связи в них
устанавливаются с трудом и чреваты конфликтами. Что же касается групп со слабым составом, то в педагогическом отношении они себя, как правило, совершенно не оправдывают.
Наши исследования показывают, что если ученики в группе обладают разными способностями, члены таких групп проявляют большую активность при решении поставленной
задачи, дают достаточно сложные и разнообразные объяснения изучаемому материалу. Все это углубляет их понимание материала, развивает мыслительные способности, творческую активность. К тому же ученики, не интересующиеся учебой,
обычно работают лучше в группах, где члены группы с интересом выполняют поставленную задачу.
Положительные результаты групповой работы зависят от численности группы. Как правило, в ней должно быть не меньше трех и не больше пяти учащихся. С нашей точки зрения,
при определении численного состава группы необходимо учитывать фактор времени: чем меньше времени отводится на выполнение задания, тем меньше участников должно быть в группе. Большое число членов в группе означает больше
возможностей для коллективной работы, но также требует от участников наличия знаний и умений, делающих коллективную работу более эффективной Специфика различных видов
деятельности вносит свои коррективы в численный состав группы. Часто доступные для использования при выполнении задания материалы и оборудование или конкретное содержание задания тоже определяют численность группы.
Результаты экспериментальной работы показывают, что при малом числе участников в группе совсем не образуются необходимые связи и зависимости,
которые давали бы учащимся представление о социальной значимости коллективной деятельности
и необходимый опыт работы в коллективе. Состав более пяти человек также непродуктивен, ибо при этом процесс коллективной деятельности становится трудноуправляемым.
По нашему мнению, немаловажное значение имеет и ответ на
вопрос "Как долго должны работать учащиеся в одной группе?" Изучение опыта работы учителей показывает, что у одних
педагогов группы учебного сотрудничества существуют в постоянном
составе полгода или целый учебный год. У других они работают вместе только над одним заданием. Мы считаем, что каждый ученик должен иметь опыт совместной работы со всеми учениками своего класса.
В своей практической деятельности мы сохраняем неизменный
состав в группах до тех пор, пока их совместная работа не приводит к успеху. Реформирование групп, работа в которых не сложилась, зачастую приносит отрицательные результаты, так как учащиеся в этих группах не получают навыков совместной
работы по решению конкретной задачи.
Подготовка классной комнаты. Технологии учебного
сотрудничества предполагают такое размещение рабочих мест учащихся, чтобы они могли прежде всего общаться в процессе совместной деятельности. У членов группы должна быть возможность,
сидя вместе, лицом к лицу, обмениваться мнениями, передавать друг другу материалы по изучаемой теме, вести обсуждение.
Столы можно поставить либо углом один к одному (для работы в "тройках"), либо по мере необходимости (это можно сделать и во время перемены) по два стола вместе, расположив
стулья по два напротив друг друга. Следовательно, расположение столов учащихся будет зависеть от того, как предполагается работать на уроке (в парах, в "тройках," "четверках"
и т. д.), и именно это расположение будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, совместную самостоятельную
деятельность.
Отбор учебного материала. Выбор учебного материала определяется видом задания, которое получила группа. После того
как учитель решил, какие материалы будут использоваться, он
передает их в группы для того, чтобы каждый участник смог с ними познакомиться. Если это ученики старших классов, обладающие навыками межличностного общения и умением работать в составе небольшой группы, учитель может не компоновать материалы определенным образом. Если группа недавно создана или ее члены не обладают
необходимым опытом, учитель может подготовить материалы перед
передачей их группе и напомнить учащимся, что задание может быть выполнено только совместными усилиями, и положение, в которым они находятся, можно описать словами: "Мы в одной лодке: или выплывем вместе или утонем вместе!" Таков девиз обучения в сотрудничестве: "Помогая другим - учимся сами!"
Распределение ролей между учащимися. Наделение членов
группы ролями, исполнение которых требует тесного взаимодействия
между участниками, способствует приобретению ими социальных навыков и чувства взаимозависимости при проведении коллективных действий. С нашей точки зрения, лучший вариант, когда учитель представляет возможность самим
участникам определить роль каждого для выполнения задания.
Приведем в качестве примера возможное распределение ролей.
Выдача задания, разъяснение ученикам целей задания. В начале урока учителю необходимо:
- четко объяснить учебные цели задания, чтобы учащиеся ясно представляли, что от них требуется;
- объяснить, в чем состоит смысл задания и что должны сделать учащиеся, чтобы его выполнить.
По нашему мнению, одно из преимуществ учебного сотрудничества состоит в том, что если кто-либо не понял, что и как нужно делать,
он может спросить об этом у членов своей группы, прежде чем обратиться к учителю.
Разъяснение ученикам того, что будет являться критерием качества выполненной ими работы. Учащимся важно знать: как будет
оцениваться их работа, поэтому в начале занятия им необходимо объявить критерии оценки работы. Как свидетельствует практика, критериями может быть
определенная система баллов, иногда работу группы можно оценить по динамике выполнения задания.
С нашей точки зрения, с целью развития у учащихся чувства взаимозависимости, можно установить критерии оценки не только группы, но и всего
класса. Считаем целесообразным, чтобы учащиеся понимали, что качество и эффективность их учебного сотрудничества, совместной деятельности зависят от
того, Насколько они стараются:
- работать в группе с любым партнером или партнерами;
- представлять возможность каждому члену группы высказывать свое мнение;
- проверять, как каждый учащийся усвоил материал предыдущего задания;
- убедиться, что все в ходе обсуждения пришли к общему мнению о том, какие могут быть сделаны выводы на основании данного материала;
- вовлекать в активную работу всех членов группы, серьезно относясь к полученному заданию;
- внимательно выслушивать мнение членов группы;
- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
- не менять своего мнения, кроме тех случаев, когда будут представлены убедительные доводы
(правило подчинения мнению большинства не способствует получению знаний);
- критиковать взгляды, а не людей, которые их излагают;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
Контроль за поведением учащихся и оказание им помощи при работе над заданием. Работа учителя начинается практически
сразу после того как ученики приступили к выполнению задания в составе группы. Учитель наблюдает за тем, как взаимодействуют между собой
члены группы для того, чтобы:
- помочь учащимся в выборе наиболее эффективных способов достижения стоящей перед ними задачи;
- ответить на возникающие вопросы;
- помочь ученикам приобрести навыки, необходимые им для выполнения задания;
- определить, как учащиеся усваивают материал, что понятно и непонятно им;
- проследить ход мыслей учеников, как они строят свои высказывания;
- направить ход работы учащихся в группах;
- стимулировать интерес учащихся к выполнению задания, к учебе;
- помочь учащимся увидеть связь, существующую между рассматриваемыми понятиями и явлениями.
Вмешательство в работу группы. Работа в форме учебного сотрудничества исключает частое вмешательство учителя в работу групп.
С нашей точки зрения, оно может быть только в следующих случаях:
- поощрять замеченные удачные подходы к решению задач;
- оказывать помощь, если некоторые учащиеся не обладают навыками для работы в составе коллектива (предложить членам группы построить работу так,
чтобы вовлечь в нее всех участников или напомнить о важности совместной работы).
Наш опыт свидетельствует, что ученики, приобретая навыки учебного сотрудничества, в конце концов сами находят выход из возникающих трудностей,
успешно решая проблемы и приобретая при этом умения в будущем эффективно решать как стандартные, так и нестандартные проблемы.
Окончание урока. В конце урока учащиеся должны:
- подвести итог работе, проделанной в течение урока;
- перечислить идеи, с которыми они познакомились за это время;
- сформулировать вопросы, которые они хотели бы задать учителю;
- обобщить полученные знания и определить, что из этого они смогут использовать на следующем занятии.
Количественная и качественная оценка усвоения материала учащимися. Учебное сотрудничество, его результаты можно оценить:
- при помощи тестов (ученик должен показать, что он умеет и что он узнал);
- по умению учащихся применять полученные знания и навыки в реальной жизни;
- по соответствующим навыкам оказания помощи одноклассникам при изучении нового материала;
- учащиеся сами могут оценивать знания друг друга.
Оценка уровня взаимодействия учащихся в составе группы. На заключительном этапе учащиеся в малых группах или всем классом обсуждают, как была организована работа:
- как каждый учащийся участвовал в работе группы, исправляя ошибки других учащихся, уточняя объяснение факта своего партнера;
- как часто каждый член группы помогал товарищу решить его проблему.
Таким образом, технологии обучения в сотрудничестве дают возможность учащимся работать на уроках не просто рядом, а вместе с товарищами, возможность оказания реальной помощи друг другу на самом уроке - все это порождает большую взаимную
ответственность, внимание и интерес к работе одноклассников, их успехам и неудачам. Взаимная поддержка словом и делом, осознание своей полезности для других, ощущение реального успеха и роста в
учебной работе приносят учащимся духовное удовлетворение. Стремление быть полезным для других, находя реальное воплощение в учебной работе, укрепляют и, по сути дела, становятся мотивацией учебного сотрудничества, коллективной учебной деятельности.
Наверх
|
|