Применяемая во всех странах мира классно-урочная и лекционно-семинарская система, бригадно-лабораторный метод, план Трампа, белль-ланкастерская система и многое другое
- все это разновидности группового способа обучения, при котором используются только три организационные формы: групповая, парная, индивидуальная. При этом системообразующей формой является групповая.
В условиях группового способа обучения (ГСО) педагог учит одновременно в среднем 20-30 учеников. При этом он может, если позволяет квалификация и опыт, на высоком профессиональном уровне преподавать свой предмет,
применяя технические и наглядные средства обучения, а также разные методы и приемы. Но он не может и никогда не сможет:
1. Каждого ученика своевременно проверить по каждой изученной теме.
2. Своевременно корректировать усвоение программного материала.
3. Непосредственно на уроках удовлетворять повышенные интересы успевающих и преуспевающих учеников.
4. Систематически приобщать учеников к самостоятельной работе с новым учебным материалом, готовить их к самообразованию.
5. Успешно решать проблемы воспитательного характера.
Попытки перейти на индивидуальное обучение в массовой школе успеха не приносят и отбрасывают организацию учебно-воспитательного процесса в
доклассно-урочное прошлое.
На протяжении всего XX века педагоги всех стран для решения своих учебных и воспитательных задач пытаются привлекать самих школьников,
организуя между ними взаимопомощь и сотрудничество, однако без сколько-нибудь стабильного успеха. Теоретические и экспериментальные исследования
А.Г. Ривина и В.К. Дьяченко показали, что наиболее эффективной формой такого сотрудничества становится взаимодействие в парах сменного состава,
которое они назвали коллективным способом обучения (КСО). Как подчеркивает В.К. Дьяченко: "В этом случае школьники разных классов (и даже взрослые)
могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая то в роли обучаемых, то в роли обучающих. В результате каждый может продвигаться вперед в
овладении изучаемым материалом, используя свои способности или, согласно терминологии Л.C. Выготского, в соответствии со своей "зоной ближайшего
развития". Последовательный и целеустремленный переход к коллективным способам обучения означает от
каз от классно-урочной технологии обучения и освоения педагогической технологии, в принципе обеспечивающей не только более высокий уровень общего
разбития учения, но и более высокий уровень интеллектуального развития. Для практического решения этой задачи А. Г. Ривиным и В.К. Дьяченко совместно
со многими педагогами были разработаны и апробированы различные методики сотрудничества "по горизонтали", при котором учащиеся взаимно обучают друг друга
и находятся как бы на одном и том же уровне.
Также были предложены и проверялись способы сотрудничества по "вертикали", когда обучение происходит только "сверху вниз": тот, кто быстрее и
лучше осваивает материал, выполняет роль обучающего того, кто несколько отстает.
Принцип технологии КСО:
- завершенность, или ориентация на высокие конечные результаты;
- непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
- разнообразие тем и заданий (разделение труда);
- разноуровневость (разновозрастность) участников педагогического процесса; ’
-обучение по способностям индивида;
-педагогизация деятельности каждого.
Целевые ориентации КСО:
-усвоение знаний, умений, навыков;
-развитие коммуникативных качеств личности;
- создание корпоративной трудовой школы.
Технологическая схема КСО
Методика поабзацной проработки текста (А.Г. Ривина)
Данная методика разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.
Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди
с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Работа организуется в соответствии с
технологической схемой КСО в парах сменного состава. Оптимальное число тем (вопросов) в группе - девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок
учеников, то, следовательно, три-четыре учащихся одновременно "ведут", "специализируются" по одной и той же теме.
Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).
С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.
Технология сотрудничества КСО по "вертикали" (В. К. Дьяченко)
В.К. Дьяченко разработал несколько вариантов этой технологии. Один из предлагаемых вариантов состоит из трех этапов и 12 звеньев.
Первый этап - первоначальное знакомство с содержанием программного материала:
1) чтение текста по учебнику под контролем впереди идущего ученика, вопросы друг к другу (обучаемого и обучаю щего по ходу чтения);
2) индивидуальное чтение текста (про себя), ответы на вопросы, которые сформулированы в учебнике;
3) списывание в тетрадь примеров, образцов решения задач, отдельных названий, дат, формулировок, выполнение упражнений и т.д.;
4) проверка знаний теоретических положений и записей в тетради впереди идущим учеником (учителем);
5) выполнение простейших упражнений для закрепления теоретических знаний по данной теме;
6) проверка впереди идущим учеником (учителем) выполненных упражнений, работа над ошибками.
Второй этап - повторение, закрепление, контроль:
7) повторение всего теоретического материала в соответствии с программой-вопросником, решение задач более сложного (комплексного) содержания, взаимопроверка "сверху вниз", система контрольных работ;
8) внепрограммные задания (олимпиадные, факультативные, конкурсные) для учащихся, значительно опережающих своих сверстников; сверхпрограммный материал не является обязательным, по содержанию он может быть разнообразным;
9) зачеты, годовые контрольные работы, решение вопроса о допуске ученика для непосредственной подготовки к экзамену.
Третий этап - экзамен, до и после него:
10) непосредственная подготовка к экзамену (желательно использование опорных конспектов);
11) экзамен;
12) послеэкзаменационная работа (восполнение пробелов, выполнение функций помощника учителя).
Эта технологическая цепочка использовалась в процессе обучения учащихся математике в пятых-девятых классах. В дальнейшем ее апробировали
в старших классах при изучении всех предметов, однако количество этапов и звеньев в некоторых случаях сокращалось. Так, при изучении географии после
вводной лекции, охватывающей сравнительно большое число тем, технологическая цепочка объединяла второй и третий этапы в один.
При работе по данной технологии большое внимание уделяется организации и осуществлению самоуправления непосредственно в учебном процессе.
Такого рода отношения постепенно, в зависимости от темпов продвижения вперед каждого, выстраиваются в некую длинную череду, что дает учителю возможность
собрать учащихся в группы-лесенки по 6-8 человек в каждой. Схематически сказанное может быть изображено следующим образом:
Ученики, продвинувшиеся дальше других в освоении программного материала (A1, А2, АЗ), становятся ведущими в своих группах-лесенках,
выполняя функции организатора, руководителя или главного учителя-консультанта для всех членов своей группы. Их ближайшими помощниками становятся те,
кто обозначен символами В1, В2, ВЗ. При этом устанавливаются взаимоотношения, которые можно проиллюстрировать на работе ученика Д3, изучающего в данный
момент § 40 программного материала. Его непосредственным учителем и консультантом является ученик С3, изучающий § 41. В случае необходимости он может
получить помощь от идущих впереди ВЗ и АЗ. Соответственно ДЗ является непосредственным учителем и консультантом ученика ЕЗ, овладевающего содержанием §
39, хотя в случае необходимости он оказывает помощь ученикам с обозначением F3, G3. Каждый может догонять и обгонять впереди идущих и становиться ведущим.
В результате между всеми устанавливается постоянное сотрудничество с элементами соревнования.
Какое-то время учитель регулярно помогает ведущим ученикам, дает новые темы, систематически проверяет, но в дальнейшем эти функции
учащиеся выполняют самостоятельно, что создает для учителя возможность работать дифференцированно с каждым участником учебного коллектива.
Эта технология вполне применима в классах разновозрастного и разноуровневого состава, в которых функции главного учителя-консультанта выполняют
учащиеся старших классов.
Учительская газета сообщала, что такой коллективный способ обучения "считается одним из самых современных передовых в США" (1996 г. 16 апреля).
Наверх
|
|