знакомства секс html php сайт знакомств МММ
 
Современные педагогические технологии обучения
Метод проектов

Сегодня на смену традиционному образованию приходит продуктивное учение. В противовес доминирующей образовательной системе оно характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

"Продуктивная (производственная) деятельность есть индивидуальное действие, которое производит или полезный материал, или нематериальный продукт (либо услуги) и которое обладает практической ценностью и, прежде всего, плодотворно для образования. Поскольку такое учение развивается в продуктивной (производственной) деятельности, оно расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия".

В педагогической науке метод проектов рассматривается одним из вариантов организации продуктивного учения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, он начал активно внедряться в процесс обучения в конце XIX - начале XX веков. За рубежом научной основой метода проектов были идеи гуманистического направления в философии и образовании, разработанные американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение, исходя из потребностей, интересов и способностей детей. Главное место в его концепции отводится учению о деятельности ребенка. Дьюи считал, что обучение должно приносить пользу каждому ребенку, что школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические задатки ученика. Обучение надо организовать вокруг конкретного дела (задания).

На основе теоретических построений Дж. Дьюи его последователь американский педагог У.Х. Килпатрик разработал проектную систему обучения, или метод проектов, суть которых заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. По мнению У.Х. Килпатрика, метод проектов - "это метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Как видно, сущность проекта здесь определяется, исходя из утилитарной задачи по выполнению конкретного задания. Значительный вклад в развитие проектного метода обучения внесли отечественные педагоги П.Ф. Кангерев, П.П. Блонский, С Т. Шацкий, А С. Макаренко, Е.Г. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин и другие. В своих исследованиях они рассматривали метод проектов как средство:
- всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Кангерев);
- развития творческих способностей (П.П. Блонский);
- развития самостоятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С Т. Шацкий);
- подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С. Макаренко);
- слияния теории и практики в обучении (Е.Г. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин).

Следовательно, отечественные педагоги и психологи, в отличие от зарубежных ученых, рассматривали метод проектов как средство всестороннего развития личности.

Проектный метод обучения в 20-х годах XX века широко применялся в российских школах. Школьники выполняли творческие проекты, связанные с ремонтом сельскохозяйственной техники, озеленением, сельскохозяйственным опытничеством и др. Однако в процессе внедрения метода проектов были допущены ошибки. В частности, сторонники этого метода провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни и труда, а не одним из элементов общей системы методов обучения. Универсализация этого метода приводила к снижению уровня научной подготовки школьников.

Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и в дальнейшей практике отечественных школ не применялся. Вместе с тем в зарубежной педагогике успешно развивалась теория и практика проектного обучения школьников. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность как гибкая модель организации учебного процесса.

В настоящее время в связи с обновлением отечественного образования, внедрением образовательной области "Технология" метод проектов снова стал привлекать внимание ученых и педагогов-практиков. Существенный вклад в его возрождение и дальнейшее развитие вносят ученые В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш.

Ученые-исследователи определяют метод проектов как систему обучения, ориентированную на творческую самоориентацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под, контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Основными чертами проектного метода обучения, по мнению ученых, являются интегративность, дифференциальность, проблемность, конгекстность, личностная ориентированность. Раскроем эти особенности.

1. Интегративность проектного метода обучения заключается в том, что он синтезирует сложившиеся концепции усвоения знаний и обучения учащихся:
- ассоциативно-рефлекторную концепцию усвоения знаний;
- теорию поэтапного формирования умственных действий;
- теорию развивающего обучения.

2. Проблемность - характерная черта метода проектного обучения. Ведь не случайно, этот метод назывался "методом проблем" и предполагал решение какой-либо проблемы.

В процессе проектного обучения учитель вводит учащихся в проблему, формулирует ее, создает проблемные ситуации, с помощью наводящих вопросов вовлекает учащихся в диалог, оказывает помощь в формулировании выводов и т. д

3. Контекстность (от латинского contextus - соединение связь) проектного обучения означает интеграцию учебной, научной и практической деятельности учащихся. В процессе работы над проектом происходит усвоение знаний, умений и навыков в контексте выполнения учащимися действий, система которых составляет учебную деятельность' Вся проектная деятельность учащихся пронизана контекстным подходом, т.е. включением в активную деятельность обеих сигнальных систем, процессами интериоризации и экстериоризации знаний.

4. Личностная соориентированность проектного обучения означает, что ученик относится к проектной деятельности сквозь призму собственного восприятия и понимания. Главной отличительной чертой проектного обучения является особое внимание к индивидуальности ученика, его личности, четкая ориентация на развитие самостоятельного творческого, продуктивного мышления. В проектном обучении находит свое воплощение личностная парадигма.

Е.С. Полат подчеркивает, что в основе "метода проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени". Этот метод органично сочетается с обучением в сотрудничестве (cooperative learning). Собственно обучение в сотрудничестве выросло из метода проектов.

В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш, понимают под учебным творческим проектом самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя.

Отметим также, что результаты выполненных проектов могут быть оформлены в виде реферата, альбома, проекта закона, сценария фильма, альманаха, компьютерной газеты.

В педагогической науке существуют различные классификации учебных проектов. Е.С. Полат предлагает следующую типологию проектов:
1. Исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные, проектно-ориентированные (по методу, доминирующему в проекте).
2. Проекты с открытой, явной координацией (по характеру координации проекта).
3. Внутренние, региональные, международные проекты (по числу участников проекта).
4. Личностные, парные, групповые (по числу участников проекта).
5. Краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные проекты (по продолжительности проекта).

В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Н.В. Матяш классифицируют учебные проекты по содержанию: интеллектуальные, материальные, экологические, сервисные, комплексные.

В.В. Гузеев выделяет монопредметные, межпредметные и внепредметные проекты.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще однако, как подчеркивает Е.С. Полат, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечений знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

При использовании метода проектов необходимо учитывать следующие требования:
1. Наличие в теме проекта творческой проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Результат проектной деятельности должен иметь определенную ценность, полезность для общества и конкретной личности.
3. Использование исследовательских методов.
4. Самостоятельная творческая деятельность учащихся.
5. Структруирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Раскроем содержание совместной деятельности учителя и учащихся по каждому этапу выполнения творческого проекта (по В.В. Гузееву).
Картинка

Практика показывает, что при работе над проектом учитель выполняет следующие функции:
- помогает ученикам в поиске источников, способных помочь в работе над проектом;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс, наблюдает за ходом работы учащихся;
- поддерживает и поощряет учеников, стимулирует их учебно-познавательную деятельность;
- поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помочь ученикам продвигаться в работе над проектом;
- оценивает творческую проектную деятельность на каждом этапе.

Проектное обучение способствует формированию критического, творческого мышления, потому что оно:
- использует множество дидактических подходов: обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, проблемное обучение, дискуссию, кооперативное обучение;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех уровнях: знания, понимания, применения, анализа синтеза;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования учащихся. С нашей точки зрения, это самая сильная сторона. В процессе работы над проектом учащиеся приобретают навыки систематической работы со справочной литературой, учебниками и учебно-методическими пособиями

Как показывают наши исследования, метод проектов способствует формированию положительной мотивации к учебе. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от самого процесса работы, чувство достижения результата, содержательности и значимости работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, ожидание успеха при защите проекта.

В проектной деятельности в различных сочетаниях у школьников развиваются следующие способности:
- коммуникативные: обсуждение проекта, консультации учителя, защита, импровизация;
- личностные: самобытность, фантазия, любознательность, адаптивность, гибкость мышления;
- социальные: коллективная деятельность, самодисциплина, значимость результата проекта, терпимость к мнению других;
- литературно-лингвистические: описание идеи, разработка рекламного прайс-листа, импровизация в процессе защиты (речь, мимика, жесты и т.д.);
- математические: расчет затрат, сочетание формы и объема, пространства и времени;
- художественно-соматические: разработка клаузулы, дизайн изделий и др.;
- манипулятивные: координация движений, чувство силовых приемов, умение пользоваться инструментами и приспособлениями;
- технологические (наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление и др.).

Теоретические исследования и практический опыт деятельности позволяют сделать вывод о том, что творческая проектная деятельность способствует:
- реализации концепции личностно- ориентированного образования школьников;
- адаптации учащихся к новым социально-экономическим условиям в обществе;
- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- развитию творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- формированию творческого, критического мышления, обеспечению единства процессов интериоризации и экстериоризации;
- формированию положительных мотивов учения;

Если же говорить о методе проектов как педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов, творческих по своей сути. Следовательно, можно с уверенностью сказать что проектное обучение способствует развитию творческой, активной личности.

Рассмотрим в качестве примеров проекты: "Планирование городского парка" (этот проект взят из практики американской учительницы Hildy Shank (штат Миннесота США), а также проект по географии учителя гимназии №1512 г. Москва Е.А. Мазохиной.

Тема проекта: "Планирование городского парка"

Предмет: математика, естественные науки.

Класс: 6-7-е классы средней школы.

Планируемый результат: ученики разрабатывают план городского парка, создают его проект и представляют его классу как коммерческий продукт с целью продать его потенциальным "заказчикам".

Учебная цель: предоставить практику в планировании достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланированной суммы, используя при этом знания математики, экономики (бизнеса), биологии, ботаники, географии, дизайна, физики

Материалы:
Картинка

Время работы: три урока (по одному в неделю).

Тип группы: четыре участника.

Задание для групп: учитель предусматривает задания для одного отлично успевающего ученика, двух хорошо успевающих и одного слабого ученика.

Роли:
- бухгалтер производит расчеты и составляет итоговую смету проекта;
- архитектор наносит совместно обсужденный чертеж на ватман;
- управляющий следит, чтобы каждый участник группы принимал активное участие в разработке проекта на всех его стадиях, стимулируя к сотрудничеству;
- менеджер зачитывает все инструкции, докладывает проект группы и его стоимость с соответствующим обоснование всему классу в конце каждого урока и обозначает план группы на следующий урок.

Работа над проектом (3 занятия)

Учебно-воспитательная задача:

Урок 1-й: Ваша задача - разработать проект городского парка в Золотой Долине, штат Миннесотта. Решайте, что вы хотите видеть в этом парке, и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформулированы в результате консенсуса, что означает, что вы все согласны с таким решением В конце каждого урока вы должны положить материалы вашего проекта в специальную папку на моем столе.

Урок 2-й: Сегодня придется положить ваши идеи на ватман заданного размера. Включите пять деревьев, ландшафт с камнями или скалами, один ручей. Вы должны решить, как расположить все эти части экстерьера в вашем проекте. Исполняйте те же роли, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе.

Урок 3-й: Сегодня ваша задача:
1. закончить планировку парка;
2. написать доклад, обосновывающий ваш проект;
3. составить и обосноват
4. представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие.

После этого класс проголосует (тайное голосование), какой проект лучший.

Взаимопомощь. Я хочу, чтобы вы представили один проект от всей группы, с которым все согласны, и каждый бы имел свою роль в его разработке.

Индивидуальная ответственность. Каждый из вас получил свою роль, которая очень существенна для успеха работы всей группы. Чтобы успешно разработать проект парка, необходимо каждому чувствовать свою ответственность.

Критерии успеха. Ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект такого парка, с которым все согласны; который полностью соответствует представленной смете; если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргументы в обоснование сметы будут убедительными.

Ожидаемое поведение. Я ожидаю увидеть вас работающими совместно, помогающими друг другу, выполняющими ответственно порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.

Тема проекта: "Парк золотой долины"

Задание. Принято решение заложить городской парк на землях Золотой Долины. Вашей команде предложено освоение этих земель под парк. Горожане готовы выполнить весь объем работ. Ваша задача - спланировать их работу: рассчитать, какие материалы и какое оборудование потребуется. Общая стоимость затрат не должна превышать 5 ООО $. Имейте в виду следующие критерии при проектировании парка.

Универсальность. Насколько планируемый парк будет отвечать интересам пожилых людей и людей среднего возраста? Можно ли будет использовать парк в ночное время так же интенсивно, как и в дневное? Можно ли будет пользоваться парком в любое время года? Насколько широк круг мероприятий, доступных горожанам?

Безопасность. Насколько безопасен ваш проект для молодых и пожилых посетителей? Можно ли ожидать в таком парке каких-либо неприятных неожиданностей?

Эстетика. Вы считаете ваш проект эстетичным? Смогут ли люди разного возраста получать в вашем парке удовольствие?

Эффективность затрат. Все ли деньги израсходованы? Насколько эффективно в парке используются энергетические ресурсы?

Инновации. Насколько ваш проект необычен? Использовались ли в вашем проекте материалы в каком-то новом необычном аспекте?

Далее приводится стоимость материалов и оборудования, фактический расход и подводится итог: общая стоимость фактически израсходованных материалов и оборудования.

Тема проекта: "Проблемы водоснабжения г. Москвы"

Предмет: география.

Класс: 9-й класс гимназии.

Характер проекта: междисциплинарный.

Разделы науки: картография, демография, история, экология, информатика, географический прогноз, экономическое моделирование.

Тип проекта: исследовательский.

Оборудование: компьютеры с широкой периферией, с выходом в Internet; сканер; лазерный принтер; видеомагнитофон, магнитофон, диапроектор, ксерокс.

Цель проекта: изучение возможности создания дополнительного резервуара воды для снабжения г. Москвы.

Задачи проекта:
- научиться создавать и трансформировать карты района затопления;
- уметь анализировать демографическую ситуацию заданного района;
- уметь проводить социологические опросы по теме проекта;
- научиться определять возможные пути развития территории;
- уметь проводить экономический анализ;
- освоить метод географического прогнозирования.

На обсуждение в качестве темы проекта учащимся была предложена проблема дефицита питьевой воды в столичном регионе. Москва испытывает недостаток водных ресурсов уже давно, для его покрытия выдвигалось несколько альтернативных проектов. В результате дискуссии о возможных путях решения проблемы был выбран путь создания резервного водохранилища в верховьях Волги. Были созданы три "экспертные" группы, работающие по следующим направлениям:
1. Создание карты района затопления (развитие умений пользоваться географическими и топографическими картами с экрана дисплея; сканировать графическую информацию; рисовать на экране дисплея).
2. Анализ демографической ситуации (развитие умений производить обработку статистических материалов, делать демографический прогноз, создавать карты, диаграммы, схемы).

Определение возможных путей развития территории (определение экологических проблем и поиск путей решения, проблема созданий рекреационной зоны, сельскохозяйственного производства; для оформления и комментирования полученных результатов - создание слайд-фильма).

Первая группа при создании карты использовала сканер, лазерный принтер, работала с базами данных глобальной сети Интернет, использовала издательскую систему Page Maker.

Вторая группа собирала и изучала сведения из словарей, энциклопедий и справочников, собирала информацию в базах данных сети Интернет (Статуправление Москвы, база данных по статистике водных ресурсов Канады), анализировала полученную информацию, проводила социологический опрос по изучаемой проблеме среди школьников и родителей.

Третья группа также работала со справочной литературой. Ребята этой группы тщательно изучали видеоматериалы и слайды, собранные в медиатеке гимназии, работали с удаленными базами данных сети. Интернет, осваивая фонды крупнейших библиотек мира по вопросам экологии.

В ходе работы появилась еще одна группа, к выводам которой нельзя было не прислушаться. Вместо экстенсивного способа решения проблемы учащиеся предложили изыскать внутренние резервы, предусмотрели режим экономии. Таким образом, четвертая группа работала с компьютерными программами математического расчета, графическими и текстовыми редакторами, создавая в короткие сроки диаграммы, выводя графики и обрабатывая статистические материалы, полученные в телекоммуникационных сетях.

Вся работа заняла 3 урока.

УРОК 1-Й

Ваша задача: на этом уроке вы должны в своей группе обсудить методом мозговой атаки возможные способы решения поставленной перед вами задачи, в результате обсуждения выдвинуть гипотезы ее решения и определить методы исследования. Вам необходимо также распределить роли в группе, кто за что будет отвечать. Тот, кому предстоит защищать проект, докладывает всему классу о принятых решениях. Учащиеся класса включаются в обсуждение и либо принимают предложения группы, либо предлагают какие-то дополнения, коррективы. В конце урока у учителя на столе должны лежать аргументированные решения каждой группы об их проблеме поиска.

УРОК 2-Й

На этом уроке вам необходимо: обсудить в своих группах собранный каждым материал, заготовки для общего проекта, подготовленные к уроку в медиатеке; разработать общий план, сценарий своей части проекта; доложить классу о принятых решениях, о дальнейших путях поиска. Класс принимает активное участие в обсуждении частей проекта каждой группы, дополняет, задает возникающие вопросы, советует, на что еще следует обратить внимание. В конце урока каждая группа должна подготовить согласованный план своей части проекта (распределить собранный материал и четко представить, какого материала, каких фактических данных еще не хватает и где их можно получить). Начинается подготовка оформления своей части проекта. Распределяются роли для оформительской работы.

УРОК 3-Й

На этом уроке происходит защита проектов каждой группой с соответствующей демонстрацией подготовленных наглядных материалов. Весь класс принимает активное участие в обсуждении заданий групп с тем, чтобы общими усилиями отобрать материал, систему аргументов для общего проекта. Создается редакционная группа для оформления результатов исследовательской работы (во внеурочное время).

Проект займет свое место на выставке исследовательских проектов учащихся в кабинете географии.

Межпредметный проект: "Квартира, в которой мне хотелось бы жить" (по В.В. Гузееву).

Цели:
- систематизировать и углубить знания учащихся по технологии, экономике, физике, черчению, изобразительному искусству;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, формированию коммуникативных навыков;
- научить учащихся применять полученные знания для решения конкретно поставленной задачи.

Учащиеся класса разбиваются на микрогруппы (по 3-5 человек).

В результате общего обсуждения выделяются следующие направления деятельности, получаемые отдельными группами учащихся класса.

Расположение. Участники этой группы должны придумать тип дома, окружающую среду, вычертить план или нарисовать внешний вид здания и его окружения. Они консультируются у учителей технологии, изобразительного искусства, черчения, экономики.

Планировка. Эта группа с учетом разработок первой группы должна представить план дома (квартиры): расположение помещений, их оборудование, коммуникации. Исходными материалами служит планировка квартир, в которых живут ученики. Консультируют группу учителя технологии, черчения.

Дизайн. Эта команда разрабатывает визуальный облик квартиры, спланированный второй группой. Для этого члены группы посещают выставки, изучают журналы, рекламные буклеты. Консультантами выступают учителя изобразительного искусства, технологии, черчения. Результат работы - рисунки или чертежи.

Технолого-экономическое обоснование строительства дома и его оборудования. Эта группа с учетом разработок предыдущих групп должна произвести экономические расчеты, затраты на экономические затраты и оборудование; определить в целом себестоимость строительных и отделочных работ. Консультантами выступают учителя экономики и технологии Учащиеся этой группы посещают строительные объекты.

Мебель. Место работы этой команды - выставочные и торговые залы. Команда должна придумать стиль, оформление, материалы с учетом дизайнерской разработки третьей группы. Консультантами выступают учителя изобразительного искусства, технологии.

Оборудование. Эта команда чисто мужская. Ее область деятельности - электрооборудование, кухонная сантехника, бытовая и досуговая техника и так далее. Производятся также экономические расчеты на приобретение этого оборудования. Консультируют учителя технологии, черчения, экономики

Домашняя одежда. Эта команда женская, ее задача - моделирование домашней одежды. Консультируют учителя технологии, изобразительного искусства, черчения. Желательный результат работы - образцы, при невозможности - чертежи.

Семейный бюджет. Эта команда под руководством учителя экономики формирует бюджет семьи: его доходную и расходную части (на год, на месяц, на неделю). Результат работы -письменный отчет - обоснование.

Для работы над проектом классу дается определенное время (2-3 недели). Творческий отчет об итогах выполненной работы можно заслушать во время "недели проектов" в школе.

Наверх

 
Главная |Об авторах | Дополнительные материалы | Глоссарий
love секс ru сайт html шаблоны foto знакомства ru фото ru мамба мавро ммм 11