Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Сущность педагогического управления. Понятие педагогического менеджмента. Функции педагогического управления. Управление как особая деятельность, вытекающая из разделения труда Его специализация и кооперации.
Сущность понятия “управление” в кибернетике и в применении к социальным системам. Педагогическое управление как целенаправленное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Сущность понятия “педагогическое управление”, его цели, содержание. Понятие “педагогический менеджмент”. Управленческое решение как сердцевина управления. Требования к управленческому решению. Этапы его подготовки и принятия. Управленческая деятельность, ее виды (функции управления).
Аналитическая деятельность руководителей школы. Аналитическая деятельность как функция управления. Роль и значение педагогического анализа в повышении эффективности внутришкольного контроля. Системный подход к аналитической деятельности руководителей школы. Принципы и методы педагогического анализа. Виды педагогического анализа.
Планирование как функция управления школой. Характеристика планирования как функция управления, его связь с другими функциями управления. Прогнозирование развития школы. Принципы планирования. Системный подход к внутришкольным планам. Программно-целевой метод как новый подход в планировании работы школы.
Организаторская деятельность руководителей школы и пути совершенствования. Сущность и цель организации в управленческой деятельности руководителя.
Службы управления образованием.
Координационная деятельность руководителей школы. Специфика и роль данной функции в целостном управленческом цикле.
Управленческая культура руководителя. Принципы и методы организаторской деятельности руководителей школы. Содержание и формы организационно-педагогической деятельности руководителя.
Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Регулирование и коррекция во внутришкольном управлении. Сущность понятия “регулирование” и “коррекция”. Их роль и место в управленческом цикле. Регулирование как функция управления образовательным процессом. Принципы, методы и формы регулирования образовательным процессом.
Внутришкольный контроль. Контроль как функция управления. Роль и место данной функции в управленческом цикле. Принципы внутришкольного контроля и требования, вытекающие из них. Нацеленность внутришкольного контроля на изучение конечных результатов работы школы.
Содержание, виды, формы, методы, этапы внутришкольного контроля. Оптимальность сочетания государственного, общественно-государственного контроля и самоконтроля на всех уровнях управления.
Исследовательский подход в управленческой деятельности как путь повышения ее эффективности. Актуальность задач, повышение научного уровня управления школой. Управленческая деятельность как деятельность, имеющая исследовательскую основу.
Педагогическое исследование. Методы его проведения: изучение литературы, нормативных документов и школьной документации, наблюдение, устный и письменный опросы, педагогический эксперимент, изучение передового опыта, хронометрирование.
Осуществление исследовательского подхода в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Основные направления исследований в управленческой деятельности руководителей школы на современном этапе.


4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

  1. Психолого-педагогическая диагностика.
  2. Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций.
  3. Технология постановки и решения педагогических задач.
  4. Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
  5. Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя.
  6. Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

 

5. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основная:

  1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе выс­шего педагогического образования. - М., 1984 .
  2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. - Л.: 1967.
  3. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.
  4. Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
  5. Формирование  профессиональной  культуры учителя//Под ред. Сластенина. В.А. - М., 1993.

Дополнительная:

  1. Алексин А. Школа - прежде всего учитель. - М., 1991.
  2. Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. - М., 1992.
  3. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.
  4. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., 1965 (требуется переиздание).
  5. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М., 1990.
  6. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
  7. Кождаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. - М., 1993.
  8. Кождаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.,1994.
  9. Макаренко А.С. Мои педагогические воззрения//Соч., - т. 5 (требуется переиздание).
  10. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта//Соч., — т. 5 (требуется переиздание).
  11. Макаренко А.С. Педагогическая поэм //Соч., - т. 1. 31 .Макаренко А. С. О моем опыте//Соч.: В 7 томах – т. 5 (требуется переиздание).
  12. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность//Соч.,-т. 5 (требуется переиздание).
  13. Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе//Соч., - т. 4. 34-Мудрик А.В. учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986 (требуется переиздание).
  14. Новое педагогическое мышление //Под редакцией Петровского А.В. - М.,1990.
  15. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
  16. Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. - М., 1952 (требуется переиздание).
  17. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором средней школы //Изб. пед. соч. - М.,1981 (требуется переиздание).
  18. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю //Изб. произв.: В 5 томах - т. 2 (требуется переиздание).
  19. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.,1994.

II. Общие основы педагогики

Основная:

  1. Андреев В.И. Педагогика. - М., 2000.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,1995.
  3. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1998.
  4. Подласый И.П. Педагогика. - М.,1996.
  5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997.
  6. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.

Дополнительная:

        1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992.
        2. Сластенин В.Л., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1996.
        3. Слуцкий В.Н. Элементарная педагогика. - М., 1992.

III. Теория и методика воспитания
Основная:

  1. Андреев В. И. Педагогика. М., 2000.
  2. Лихачев В.Т. Педагогика. М., 1993.
  3. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М. 1998.
  4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.

Дополнительная:

  1. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Л., 1992.
  2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
  3. Кумарин В.В. Коллектив - среда обитания личности//Педагогика. 1994. №4.
  4. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции//Сов. педагогика. 1991. №11.
  5. Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991.
  6. Основы педагогического мастерства. М., 1989.
  7. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическое процессе. М., 1991.
  8. Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека//Педагогика. 1993. №2.
  9. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование//Педагогика.1994. № 5.
  10. Слуцкий В.Н. Элементарная педагогика. М., 1992.
  11. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям//Педагогика. 1994. №5.
  12. Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы//Воспитание школьников. 1993. №6.
  13. Этика и психология семейной жизни. М., 1984.
  14. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.

IV. Теория обучения
Основная:

  1. Андреев В. И. Педагогика. М., 2000.
  2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  3. Оконь О.В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
  4. Педагогика. /Под ред. Пидкасистого. П.И. М., 1998.
  5. Подласый Педагогика. И. П. М., 1996.
  6. Сластенин В.А., Исаев И.О., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997.
  7. Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 1998.

Дополнительная:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977 (требуется переиздание).
  2. Балл Г.А. Теория учебных задач. М., 1990.
  3. Беспалько В.П. Теория учебника. М., 1988 (требуется переиздание).
  4. Библер B.C. Книга для учителя. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  6. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988 (требуется переиздание).
  7. Гессен С.И. Основы педагогики (введение в прикладную философию). М., 1995.
  8. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. С.Пб., 1992.
  9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  10. Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998.
  11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь./Изб. труды М., 1990.
  12. Ильясов И.И., Галатенко И.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994.
  13. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  14. Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. М.,
  15. 1982 (требуется переиздание).
  16. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
  17. Киселев А.Д., Шариков В.Д., Поляков В.А., Док Ю.И. 12-летняя школа: - структура, содержание, перспективы.//Известия Российской академии образования №4, 1999.
  18. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
  19. Крючкова Е.А. О природе педагогических средств в системе личностно развивающего образования//Известия РАО, №3, 1999.
  20. Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998.
  21. Левина М.М. Эвристические приемы в деятельности педагога//Магистр №3, 2000.
  22. Леднев B.C. Содержание образования. Сущность, структура перспектива. М.,1991.
  23. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., 1987 (требуется переиздание).
  24. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1971 требуется переиздание).
  25. Машбиц Е.И. Психологические основы учебной деятельностьи. Киев, 1987 (требуется переиздание).
  26. Махмудов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975 (требуется переиздание).
  27. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
  28. Хитина Л.Г. Психологическая основа урока. М., 1997.
  29. Педагогический поиск/Сост. И.Н.Баженова. М., 1990.
  30. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова, М., 1994.
  31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 1998.
  32. Серков В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  33. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
  34. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975 (требуется переиздание).
  35. Фридман Л.М. Психодидактика. М., 1998.
  36. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  37. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
  38. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
  39. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988 (требуется переиздание).

V. История образования и педагогической мысли
Основная:

  1. Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999.
  2. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
  3. История педагогики: В 2-х ч. М., 1995.
  4. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. М., 1998.

 

VI. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОСНОВНАЯ:

  1. Краткий справочник по педагогической технологии.//Под ред. Щурковой Н.Е. М., 1997.
  2. Основы педагогического мастерства.//Под ред. И.Я. Зязюна М., 1989.
  3. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. М., 1998.
  4. Педагогические технологии в профессиональной подготовке пе­дагога-воспитателя и социального педагога. Барнаул. 1999.
  5. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
  6. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 1997.
  7. Широкова Е.Ф. Основы педагогической технологии. М., 1996.

Дополнительная:

     

    Назад Далее