Раздел IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Сущность педагогического управления. Понятие педагогического менеджмента. Функции педагогического управления. Управление как особая деятельность, вытекающая из разделения труда Его специализация и кооперации.
Сущность понятия “управление” в кибернетике и в применении к социальным системам. Педагогическое управление как целенаправленное взаимодействие всех участников педагогического процесса.
Сущность понятия “педагогическое управление”, его цели, содержание. Понятие “педагогический менеджмент”. Управленческое решение как сердцевина управления. Требования к управленческому решению. Этапы его подготовки и принятия. Управленческая деятельность, ее виды (функции управления).
Аналитическая деятельность руководителей школы. Аналитическая деятельность как функция управления. Роль и значение педагогического анализа в повышении эффективности внутришкольного контроля. Системный подход к аналитической деятельности руководителей школы. Принципы и методы педагогического анализа. Виды педагогического анализа.
Планирование как функция управления школой. Характеристика планирования как функция управления, его связь с другими функциями управления. Прогнозирование развития школы. Принципы планирования. Системный подход к внутришкольным планам. Программно-целевой метод как новый подход в планировании работы школы.
Организаторская деятельность руководителей школы и пути совершенствования. Сущность и цель организации в управленческой деятельности руководителя.
Службы управления образованием.
Координационная деятельность руководителей школы. Специфика и роль данной функции в целостном управленческом цикле.
Управленческая культура руководителя. Принципы и методы организаторской деятельности руководителей школы. Содержание и формы организационно-педагогической деятельности руководителя.
Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Регулирование и коррекция во внутришкольном управлении. Сущность понятия “регулирование” и “коррекция”. Их роль и место в управленческом цикле. Регулирование как функция управления образовательным процессом. Принципы, методы и формы регулирования образовательным процессом.
Внутришкольный контроль. Контроль как функция управления. Роль и место данной функции в управленческом цикле. Принципы внутришкольного контроля и требования, вытекающие из них. Нацеленность внутришкольного контроля на изучение конечных результатов работы школы.
Содержание, виды, формы, методы, этапы внутришкольного контроля. Оптимальность сочетания государственного, общественно-государственного контроля и самоконтроля на всех уровнях управления.
Исследовательский подход в управленческой деятельности как путь повышения ее эффективности. Актуальность задач, повышение научного уровня управления школой. Управленческая деятельность как деятельность, имеющая исследовательскую основу.
Педагогическое исследование. Методы его проведения: изучение литературы, нормативных документов и школьной документации, наблюдение, устный и письменный опросы, педагогический эксперимент, изучение передового опыта, хронометрирование.
Осуществление исследовательского подхода в подготовке, принятии и реализации управленческих решений. Основные направления исследований в управленческой деятельности руководителей школы на современном этапе.
4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
- Психолого-педагогическая диагностика.
- Прогнозирование и проектирование педагогических ситуаций.
- Технология постановки и решения педагогических задач.
- Моделирование и конструирование педагогической деятельности.
- Развитие интеллектуально-творческого коммуникационного потенциала учителя.
- Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
5. УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основная:
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1984 .
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. - Л.: 1967.
- Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.
- Основы педагогического мастерства. - М., 1989.
- Формирование профессиональной культуры учителя//Под ред. Сластенина. В.А. - М., 1993.
Дополнительная:
- Алексин А. Школа - прежде всего учитель. - М., 1991.
- Белухин Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику. - М., 1992.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. - М., 1994.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. - М., 1965 (требуется переиздание).
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. - М., 1990.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.
- Кождаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. - М., 1993.
- Кождаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.,1994.
- Макаренко А.С. Мои педагогические воззрения//Соч., - т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта//Соч., — т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Педагогическая поэм //Соч., - т. 1. 31 .Макаренко А. С. О моем опыте//Соч.: В 7 томах – т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность//Соч.,-т. 5 (требуется переиздание).
- Макаренко А.С. Воспитание в семье и школе//Соч., - т. 4. 34-Мудрик А.В. учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986 (требуется переиздание).
- Новое педагогическое мышление //Под редакцией Петровского А.В. - М.,1990.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.
- Сухомлинский В.А. Педагогический коллектив средней школы. - М., 1952 (требуется переиздание).
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором средней школы //Изб. пед. соч. - М.,1981 (требуется переиздание).
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю //Изб. произв.: В 5 томах - т. 2 (требуется переиздание).
- Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. - М.,1994.
II. Общие основы педагогики
Основная:
- Андреев В.И. Педагогика. - М., 2000.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.,1995.
- Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1998.
- Подласый И.П. Педагогика. - М.,1996.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 1997.
- Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990.
Дополнительная:
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - Л., 1992.
- Сластенин В.Л., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. - М., 1996.
- Слуцкий В.Н. Элементарная педагогика. - М., 1992.
III. Теория и методика воспитания
Основная:
- Андреев В. И. Педагогика. М., 2000.
- Лихачев В.Т. Педагогика. М., 1993.
- Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М. 1998.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990.
Дополнительная:
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Л., 1992.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
- Кумарин В.В. Коллектив - среда обитания личности//Педагогика. 1994. №4.
- Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции//Сов. педагогика. 1991. №11.
- Орлов А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. М., 1991.
- Основы педагогического мастерства. М., 1989.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическое процессе. М., 1991.
- Сазонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека//Педагогика. 1993. №2.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование//Педагогика.1994. № 5.
- Слуцкий В.Н. Элементарная педагогика. М., 1992.
- Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям//Педагогика. 1994. №5.
- Щуркова Н.Е. Новые формы воспитательной работы//Воспитание школьников. 1993. №6.
- Этика и психология семейной жизни. М., 1984.
- Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986.
IV. Теория обучения
Основная:
- Андреев В. И. Педагогика. М., 2000.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
- Оконь О.В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
- Педагогика. /Под ред. Пидкасистого. П.И. М., 1998.
- Подласый Педагогика. И. П. М., 1996.
- Сластенин В.А., Исаев И.О., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997.
- Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учебное пособие. М., 1998.
Дополнительная:
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977 (требуется переиздание).
- Балл Г.А. Теория учебных задач. М., 1990.
- Беспалько В.П. Теория учебника. М., 1988 (требуется переиздание).
- Библер B.C. Книга для учителя. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988 (требуется переиздание).
- Гессен С.И. Основы педагогики (введение в прикладную философию). М., 1995.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. С.Пб., 1992.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь./Изб. труды М., 1990.
- Ильясов И.И., Галатенко И.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Калмыкова З.И. Психологические основы развивающего обучения. М.,
- 1982 (требуется переиздание).
- Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Киселев А.Д., Шариков В.Д., Поляков В.А., Док Ю.И. 12-летняя школа: - структура, содержание, перспективы.//Известия Российской академии образования №4, 1999.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
- Крючкова Е.А. О природе педагогических средств в системе личностно развивающего образования//Известия РАО, №3, 1999.
- Левина М.М. Основы технологии профессионального педагогического образования. Минск, 1998.
- Левина М.М. Эвристические приемы в деятельности педагога//Магистр №3, 2000.
- Леднев B.C. Содержание образования. Сущность, структура перспектива. М.,1991.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М., 1987 (требуется переиздание).
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1971 требуется переиздание).
- Машбиц Е.И. Психологические основы учебной деятельностьи. Киев, 1987 (требуется переиздание).
- Махмудов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975 (требуется переиздание).
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Хитина Л.Г. Психологическая основа урока. М., 1997.
- Педагогический поиск/Сост. И.Н.Баженова. М., 1990.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/Под ред. Т.И.Шамовой, П.И.Третьякова, М., 1994.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль, 1998.
- Серков В.В. Личностный подход в образовании. Концепция и технологии. Волгоград, 1994.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975 (требуется переиздание).
- Фридман Л.М. Психодидактика. М., 1998.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988 (требуется переиздание).
V. История образования и педагогической мысли
Основная:
- Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999.
- Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.
- История педагогики: В 2-х ч. М., 1995.
- Коджаспирова Г.М. История и философия образования. М., 1998.
VI. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОСНОВНАЯ:
- Краткий справочник по педагогической технологии.//Под ред. Щурковой Н.Е. М., 1997.
- Основы педагогического мастерства.//Под ред. И.Я. Зязюна М., 1989.
- Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. М., 1998.
- Педагогические технологии в профессиональной подготовке педагога-воспитателя и социального педагога. Барнаул. 1999.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 1997.
- Широкова Е.Ф. Основы педагогической технологии. М., 1996.
Дополнительная:
- Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми. - М. 1997
- Ершова А.П., Букетов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М. Воронеж, 1995
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М. 1989 (требует переиздания).
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми тт. М.1986 (требует переиздания).
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия. М., 1997.
- Социальные и педагогические технологии. Сб. материалов конференции. Белгород. 1999
- Станиславский К.С. Этика. М. 1981 (требует переиздания).
- Щуркова Н.Е., Залекер О.Н. Педагогическая студия. М., 1993.
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Смоленск, 1998.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.
Назад Далее