IX. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

  1. Биологические и социальные аспекты “нормы развития” и “дефекта”.
  2. Роль научной теории в определении содержания нормы психического развития.
  3. Основные параметры психического развития (когнитивная, коммуникативная, аффективно-волевая сферы).
  4. Психолого-педагогическая сущность “компенсации” аномального развития.
  5. Значение различения понятий “обучение” и “развитие” для построения компенсирующего обучения.
  6. Понятия “первичного” и “вторичного” дефектов развития в концепции Л.С.Выготского.
  7. Причины возникновения трудностей в обучении.
  8. Психологические особенности детей с ЗПР различной этиологии.
  9. Современные тенденции в определении критериев умственной отсталости.
  10. Психологические особенности умственно отсталых детей.
  11. Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения (начальная школа).
  12. Психологические особенности и условия полноценной социализации детей с дефицитарным развитием.
  13. Роль различных видов психодиагностики в проектировании коррекционной работы.
  14. Обучающая стратегия в психологической диагностике.
  15. Возможности применения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина для проектирования коррекционных программ.
  16. Причины возникновения девиантного поведения у подростков.
  17. Особенности консультационной работы с подростками в условиях школьной психологической службы.
  18. Профилактика девиантного поведения в подростковом возрасте.
  19. Организационные вопросы компенсирующего обучения.

X. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

  1. Каковы основные направления преобразования системы образования?
  2. В чем состоит сущность принципов управления и особенности их реализации в условиях демократизации и гуманизации?
  3. В чем заключается специфика управления школьными системами?
  4. Каковы особенности школы как социально-педагогической системы?
  5. Приведите примеры технологий создания педагогических систем в школе.
  6. Назовите цели педагогического управления.
  7. Раскройте содержание управления.
  8. В чем сущность системно-деятельностного подхода к управлению?
  9. Каковы пути демократизации аналитической деятельности руководителей школы?
  10.  Назовите принципы и методы педагогического анализа.
  11. Укажите виды педагогического анализа.
  12. Какие виды планов существуют в школе?
  13. Каковы пути демократизации долгосрочных и оперативных планов работы школы?
  14. Как педагогически правильно делегировать полномочия?
  15. Каковы принципы и методы организаторской деятельности руководителей школы?
  16. Какие пути подготовки и проведения педагогических советов Вы можете предложить?
  17. Дайте характеристику оперативному и итоговому регулированию.
  18. Уточните связь регулирования с другими функциями управления.
  19. Какие показатели оценки работы школы Вы можете назвать?
  20. Охарактеризуйте виды, формы и методы контроля.
  21. Каковы типичные недостатки в осуществлении контроля в школе?

7.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение в педагогическую деятельность:

  1. Гимназия, лицей, колледж - надо ли было их возрождать?
  2. Религия и атеизм в современной системе воспитания.
  3. Одаренные дети: радость для учителя или нежелательные проблемы?
  4. Государственный детский дом или детский дом семейного типа?
  5. Воспитание гражданина в наше смутное время: проблемы и решения.
  6. Детское и молодежное движение и школа.

II. Общие основы педагогики

  1. Антропологический подход в воспитании личности.
  2. Структура ценностного самоопределения личности.
  3. Формирование интеллектуальной культуры личности.
  4. Проблема формирования гуманистической морали у школьников.
  5. Особенности семейных отношений в разных национальных культурах.
  6. Развитие потребности в высоких культурных и духовных ценностях (культуры своего народа).
  7. Инновационные педагогические технологии в воспитательном процессе.
  8. Коллективная творческая деятельность учащихся.
  9. Проблема педагогического общения.
  10. Индивидуальный стиль педагогического общения.
  11. Педагогический такт и культура общения учителя.
  12. Сущность основных противоречий в образовании на совре­менном этапе развития общества.
  13. Опыт педагогов-новаторов и развитие гуманистической пе­дагогики.
  14. Основные концепции развивающего обучения.
  15. Проблема коллективных форм организации обучения.
  16. Инновационные типы учебных заведений в России и за ру­бежом.
  17. Нетрадиционные формы обучения школьников.
  18. Инновационная деятельность учителя как творческий процесс.
  19. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя.
  20. Развитие творческих способностей школьников.
  21. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
  22. Креативная парадигма в образовании.
  23. Реализация гуманистической парадигмы в образовательных инновационных системах обучения и воспитания.
  24. Дифференцированный и индивидуально-творческий подход в воспитании личности.
  25. Национальные особенности воспитания (на примере культуры той или иной национальности).
  26. Особенности обучения и воспитания одарённых детей.
  27. Семейное воспитание и семейное право.
  28. Тенденции современного семейного воспитания.
  29. Стратегия развития вариативного образования в России.

III. Теория и методика воспитания

  1. Воспитательные идеи учителей-новаторов (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова и др.).
  2. Принципы педагогики сотрудничества Ш.А.Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике.
  3. Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.Л. Щетинина, И.П. Иванова и др.
  4. Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания.
  5. Формирование у школьников основ научного мировоззрения в научно-воспитательном процессе.
  6. Особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.
  7. Религиозное воспитание и религиозное просвещение в современной школе.
  8. Воспитание эстетической культуры у учащихся современной школы.
  9. Система гражданского воспитания.
  10. Роль трудового воспитания в развитии личности.
  11. Физическое воспитание в современной школе.
  12. Половое воспитание детей в условиях современной школы.
  13. Экологическое образование и экологическое воспитание в современной школе.
  14. Основные проблемы семейного воспитания.
  15. Прогрессивные традиции и обычаи в практике семейного воспитания.
  16. Формирование школьного учебно-воспитательного коллектива.
  17. Половое воспитание: роль семьи и школы.
  18.  Воспитательная работа с “трудными” детьми.

IV. Теория обучения

  1. Дидактическое проектирование развивающего обучения.
  2. Личностный подход к учащимся в обучении.
  3. Развитие научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения.
  4. Педагогическое управление развитием познавательной активности учащихся в процессе обучения.
  5. Дидактические способы стимулирования познавательной активности учащихся.
  6. Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся.
  7. Дифференциация процесса обучения на уроках.
  8. Интеграция содержания обучения в начальных классах.
  9. Педагогические условия формирования у учащихся научных знаний.
  10. Способы реализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения.
  11. Объяснение как метод обучения на уроке.
  12. Коммуникативные методы активного обучения.
  13. Эффективность дидактического построения системы методов управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.
  14. Дидактическое построение учебных задач разного уровня сложности.
  15. Проектирование учебной информации на уроке.
  16. Вербальные методы общения в процессе обучения.
  17. Моделирование проблемных ситуаций в процессе обучения.
  18. Исследование качества знаний у учащихся.
  19. Дидактические способы оценивания учебных достижений учащихся.
  20. Формирование познавательного интереса у учащихся.
  21. Дидактическая игра как метод развивающего обучения.
  22. Дидактические методы коррекции учебной деятельности учащихся, неуспевающих в процессе обучения.
  23. Педагогический контроль успеваемости учащихся как способ регуляции учебной деятельности и стимулирования познавательной активности.
  24. Дидактическая система работы с одаренными детьми.
  25. Способы организации проблемного обучения.
  26. Построение проблемного изложения учебного материала.
  27. Основные направления реализации принципов научности и доступности в процессе обучения.
  28. Дидактические условия осуществления принципа наглядности в процессе обучения.
  29. Дидактические приемы формирования осознанных знаний.
  30. Дидактическое управление формированием учебно-исследовательских умений учащихся.
  31. Дидактические способы развития основных учебных умений учащихся.
  32. Способы организации групповых видов учебной работы на уроке.
  33. Дидактическое конструирование системы вопросов учебного содержания в беседе с учащимися на уроках.
  34. Моделирование учебных задач, развивающих творческую активность учащихся.
  35. Методы обучения учащихся работе с учебником.
  36. Реализация на уроке системы дидактических принципов.

V. История образования и педагогической мысли

  1. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
  2. Развитие образования и педагогической мысли в странах Древнего Востока (Шумере, Египте, Китае, Индии).
  3. Образование и педагогическая мысль эпохи античности.
  4. Педагогические воззрения Платона, Аристотеля.
  5. Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
  6. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
  7. Педагогические взгляды Т.Кампанеллы, М.Монтеня, Ф.Рабле.
  8. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).
  9. Образование и педагогическая мысль Европы и Америки в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
  10. Педагогическая система Коменского.
  11. Педагогические взгляды Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци.
  12. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).
  13. Педагогические концепции И.Гербарта, А.Дистервега.
  14. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.
  15. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
  16. Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).
  17. Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами.
  18. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
  19. Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
  20. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

VI. Педагогические технологии

  1. Понятие “педагогическая технология” как категория педагогической науки.
  2. Виды педагогических технологий.
  3. Технологии проектирования и решения педагогических задач.
  4. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
  5. Технологии контроля за образовательным процессом.

VII. Психолого-педагогический практикум

  1. Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
  2. Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
  3. Технология постановки и решения педагогических задач.
  4. Конструирование психолого-педагогической деятельности.
  5. Моделирование психолого-педагогической деятельности.
  6. Технологии накопления профессионального педагогического опыта.
  7. Технологии формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
  8. Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.

VIII. Социальная педагогика

  1. Субъект – объектный подход к исследованию социализации (на примере одной из концепций).
  2. Субъект – субъектный подход в исследовании социализации (на примере одной из концепций).
  3. Человек – творец своей жизни: возможности и границы.
  4. Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной литературе.
  5. Человек в меняющемся мире.
  6. Космос и человек как микрокосм.
  7. Глобальные конфликты, перспективы их обострения и разрешения.
  8. Роль национального языка в процессе социализации.
  9. Социальная структура общества и ее особенности в регионе проживания студентов.
  10. Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.
  11. Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека.
  12. Исследование специфики социализации в конкретном поселении.
  13. Исследование потребления продукции СМИ населением города, в котором живут студенты.
  14. Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов.
  15. Религиозные организации в регионе как фактор социализации.
  16. Особенности меж поколенных взаимоотношений в регионе и возможности их оптимизации.
  17. Интеграция влияния микро факторов социализации как социально-педагогическая проблема.
  18. Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа для детей, подростков, юношей.
  19. Самообразование как условие жизненного успеха.
  20. Характеристика и анализ авторской воспитательной системы одного из современных педагогов-практиков.
  21. Тема человека-жертвы в русской литературе.
  22. Человек-конформист в современной западной и отечественной литературе.
  23. Проблема мигрантов в современном мире.

Конвенции ООН о правах человека и о правах ребенка и проблема человека – жертвы неблагоприятных условий социализации.

IX. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

  1. Современные общемировые тенденции в организации компенсирующего образования.
  2. Развивающие программы для детей с трудностями в обучении.
  3. Особенности самосознания детей с трудностями в обучении.
  4. Факторы риска в возникновении неврозов у детей.
  5. Пути формирования пространственно- графической готовности к школьному обучению.
  6. Игровые методы формирования произвольности поведения.
  7. Проблемы формирования знаково-символической деятельности у детей с ЗПР.
  8. Использование обучающих психодиагностических методик в практике школьной психологической службы.

X. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

     

    Назад Далее