IX. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
- Биологические и социальные аспекты “нормы развития” и “дефекта”.
- Роль научной теории в определении содержания нормы психического развития.
- Основные параметры психического развития (когнитивная, коммуникативная, аффективно-волевая сферы).
- Психолого-педагогическая сущность “компенсации” аномального развития.
- Значение различения понятий “обучение” и “развитие” для построения компенсирующего обучения.
- Понятия “первичного” и “вторичного” дефектов развития в концепции Л.С.Выготского.
- Причины возникновения трудностей в обучении.
- Психологические особенности детей с ЗПР различной этиологии.
- Современные тенденции в определении критериев умственной отсталости.
- Психологические особенности умственно отсталых детей.
- Основные направления коррекционной работы в классах компенсирующего обучения (начальная школа).
- Психологические особенности и условия полноценной социализации детей с дефицитарным развитием.
- Роль различных видов психодиагностики в проектировании коррекционной работы.
- Обучающая стратегия в психологической диагностике.
- Возможности применения теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина для проектирования коррекционных программ.
- Причины возникновения девиантного поведения у подростков.
- Особенности консультационной работы с подростками в условиях школьной психологической службы.
- Профилактика девиантного поведения в подростковом возрасте.
- Организационные вопросы компенсирующего обучения.
X. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Каковы основные направления преобразования системы образования?
- В чем состоит сущность принципов управления и особенности их реализации в условиях демократизации и гуманизации?
- В чем заключается специфика управления школьными системами?
- Каковы особенности школы как социально-педагогической системы?
- Приведите примеры технологий создания педагогических систем в школе.
- Назовите цели педагогического управления.
- Раскройте содержание управления.
- В чем сущность системно-деятельностного подхода к управлению?
- Каковы пути демократизации аналитической деятельности руководителей школы?
- Назовите принципы и методы педагогического анализа.
- Укажите виды педагогического анализа.
- Какие виды планов существуют в школе?
- Каковы пути демократизации долгосрочных и оперативных планов работы школы?
- Как педагогически правильно делегировать полномочия?
- Каковы принципы и методы организаторской деятельности руководителей школы?
- Какие пути подготовки и проведения педагогических советов Вы можете предложить?
- Дайте характеристику оперативному и итоговому регулированию.
- Уточните связь регулирования с другими функциями управления.
- Какие показатели оценки работы школы Вы можете назвать?
- Охарактеризуйте виды, формы и методы контроля.
- Каковы типичные недостатки в осуществлении контроля в школе?
7.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ
I. ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение в педагогическую деятельность:
- Гимназия, лицей, колледж - надо ли было их возрождать?
- Религия и атеизм в современной системе воспитания.
- Одаренные дети: радость для учителя или нежелательные проблемы?
- Государственный детский дом или детский дом семейного типа?
- Воспитание гражданина в наше смутное время: проблемы и решения.
- Детское и молодежное движение и школа.
II. Общие основы педагогики
- Антропологический подход в воспитании личности.
- Структура ценностного самоопределения личности.
- Формирование интеллектуальной культуры личности.
- Проблема формирования гуманистической морали у школьников.
- Особенности семейных отношений в разных национальных культурах.
- Развитие потребности в высоких культурных и духовных ценностях (культуры своего народа).
- Инновационные педагогические технологии в воспитательном процессе.
- Коллективная творческая деятельность учащихся.
- Проблема педагогического общения.
- Индивидуальный стиль педагогического общения.
- Педагогический такт и культура общения учителя.
- Сущность основных противоречий в образовании на современном этапе развития общества.
- Опыт педагогов-новаторов и развитие гуманистической педагогики.
- Основные концепции развивающего обучения.
- Проблема коллективных форм организации обучения.
- Инновационные типы учебных заведений в России и за рубежом.
- Нетрадиционные формы обучения школьников.
- Инновационная деятельность учителя как творческий процесс.
- Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя.
- Развитие творческих способностей школьников.
- Обучение как сотворчество учителя и ученика.
- Креативная парадигма в образовании.
- Реализация гуманистической парадигмы в образовательных инновационных системах обучения и воспитания.
- Дифференцированный и индивидуально-творческий подход в воспитании личности.
- Национальные особенности воспитания (на примере культуры той или иной национальности).
- Особенности обучения и воспитания одарённых детей.
- Семейное воспитание и семейное право.
- Тенденции современного семейного воспитания.
- Стратегия развития вариативного образования в России.
III. Теория и методика воспитания
- Воспитательные идеи учителей-новаторов (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова и др.).
- Принципы педагогики сотрудничества Ш.А.Амонашвили и их реализация в современной воспитательной практике.
- Педагогический анализ авторских воспитательных концепций В.А. Караковского, И.П. Волкова, М.Л. Щетинина, И.П. Иванова и др.
- Воспитание как социально-педагогический феномен. Сущностные характеристики воспитания.
- Формирование у школьников основ научного мировоззрения в научно-воспитательном процессе.
- Особенности процесса нравственного воспитания в современной школе.
- Религиозное воспитание и религиозное просвещение в современной школе.
- Воспитание эстетической культуры у учащихся современной школы.
- Система гражданского воспитания.
- Роль трудового воспитания в развитии личности.
- Физическое воспитание в современной школе.
- Половое воспитание детей в условиях современной школы.
- Экологическое образование и экологическое воспитание в современной школе.
- Основные проблемы семейного воспитания.
- Прогрессивные традиции и обычаи в практике семейного воспитания.
- Формирование школьного учебно-воспитательного коллектива.
- Половое воспитание: роль семьи и школы.
- Воспитательная работа с “трудными” детьми.
IV. Теория обучения
- Дидактическое проектирование развивающего обучения.
- Личностный подход к учащимся в обучении.
- Развитие научного мировоззрения у учащихся в процессе обучения.
- Педагогическое управление развитием познавательной активности учащихся в процессе обучения.
- Дидактические способы стимулирования познавательной активности учащихся.
- Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся.
- Дифференциация процесса обучения на уроках.
- Интеграция содержания обучения в начальных классах.
- Педагогические условия формирования у учащихся научных знаний.
- Способы реализации индивидуально-личностного подхода в процессе обучения.
- Объяснение как метод обучения на уроке.
- Коммуникативные методы активного обучения.
- Эффективность дидактического построения системы методов управления самостоятельной познавательной деятельностью учащихся.
- Дидактическое построение учебных задач разного уровня сложности.
- Проектирование учебной информации на уроке.
- Вербальные методы общения в процессе обучения.
- Моделирование проблемных ситуаций в процессе обучения.
- Исследование качества знаний у учащихся.
- Дидактические способы оценивания учебных достижений учащихся.
- Формирование познавательного интереса у учащихся.
- Дидактическая игра как метод развивающего обучения.
- Дидактические методы коррекции учебной деятельности учащихся, неуспевающих в процессе обучения.
- Педагогический контроль успеваемости учащихся как способ регуляции учебной деятельности и стимулирования познавательной активности.
- Дидактическая система работы с одаренными детьми.
- Способы организации проблемного обучения.
- Построение проблемного изложения учебного материала.
- Основные направления реализации принципов научности и доступности в процессе обучения.
- Дидактические условия осуществления принципа наглядности в процессе обучения.
- Дидактические приемы формирования осознанных знаний.
- Дидактическое управление формированием учебно-исследовательских умений учащихся.
- Дидактические способы развития основных учебных умений учащихся.
- Способы организации групповых видов учебной работы на уроке.
- Дидактическое конструирование системы вопросов учебного содержания в беседе с учащимися на уроках.
- Моделирование учебных задач, развивающих творческую активность учащихся.
- Методы обучения учащихся работе с учебником.
- Реализация на уроке системы дидактических принципов.
V. История образования и педагогической мысли
- Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
- Развитие образования и педагогической мысли в странах Древнего Востока (Шумере, Египте, Китае, Индии).
- Образование и педагогическая мысль эпохи античности.
- Педагогические воззрения Платона, Аристотеля.
- Воспитание и образование в эпоху Средневековья.
- Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения.
- Педагогические взгляды Т.Кампанеллы, М.Монтеня, Ф.Рабле.
- Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века).
- Образование и педагогическая мысль Европы и Америки в эпоху нового времени (XVII-XIX вв.).
- Педагогическая система Коменского.
- Педагогические взгляды Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, И.Песталоцци.
- Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в XIX веке (до 80-х годов).
- Педагогические концепции И.Гербарта, А.Дистервега.
- Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX века.
- Зарубежная педагогика и школа в конце XIX века.
- Школа и педагогика в России в конце XIX и начале ХХ вв. (до 1917 г.).
- Зарубежная школа и педагогика в период между Первой и Второй мировыми войнами.
- Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.).
- Образование и педагогическая мысль в России после Второй мировой войны.
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
VI. Педагогические технологии
- Понятие “педагогическая технология” как категория педагогической науки.
- Виды педагогических технологий.
- Технологии проектирования и решения педагогических задач.
- Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса.
- Технологии контроля за образовательным процессом.
VII. Психолого-педагогический практикум
- Формы и методы психолого-педагогической диагностики.
- Методы прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций.
- Технология постановки и решения педагогических задач.
- Конструирование психолого-педагогической деятельности.
- Моделирование психолого-педагогической деятельности.
- Технологии накопления профессионального педагогического опыта.
- Технологии формирования и развития коммуникативных умений и навыков педагогов.
- Развитие мотивационно-профессионального потенциала личности педагога.
VIII. Социальная педагогика
- Субъект – объектный подход к исследованию социализации (на примере одной из концепций).
- Субъект – субъектный подход в исследовании социализации (на примере одной из концепций).
- Человек – творец своей жизни: возможности и границы.
- Тема человека-жертвы в русской или зарубежной художественной литературе.
- Человек в меняющемся мире.
- Космос и человек как микрокосм.
- Глобальные конфликты, перспективы их обострения и разрешения.
- Роль национального языка в процессе социализации.
- Социальная структура общества и ее особенности в регионе проживания студентов.
- Взаимодействие общества и государства в процессе социализации.
- Урбанизация и ее роль в жизни общества и социализации человека.
- Исследование специфики социализации в конкретном поселении.
- Исследование потребления продукции СМИ населением города, в котором живут студенты.
- Особенности семейной социализации в регионе проживания студентов.
- Религиозные организации в регионе как фактор социализации.
- Особенности меж поколенных взаимоотношений в регионе и возможности их оптимизации.
- Интеграция влияния микро факторов социализации как социально-педагогическая проблема.
- Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа для детей, подростков, юношей.
- Самообразование как условие жизненного успеха.
- Характеристика и анализ авторской воспитательной системы одного из современных педагогов-практиков.
- Тема человека-жертвы в русской литературе.
- Человек-конформист в современной западной и отечественной литературе.
- Проблема мигрантов в современном мире.
Конвенции ООН о правах человека и о правах ребенка и проблема человека – жертвы неблагоприятных условий социализации.
IX. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
- Современные общемировые тенденции в организации компенсирующего образования.
- Развивающие программы для детей с трудностями в обучении.
- Особенности самосознания детей с трудностями в обучении.
- Факторы риска в возникновении неврозов у детей.
- Пути формирования пространственно- графической готовности к школьному обучению.
- Игровые методы формирования произвольности поведения.
- Проблемы формирования знаково-символической деятельности у детей с ЗПР.
- Использование обучающих психодиагностических методик в практике школьной психологической службы.
X. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
- Принципы и методы внутришкольного управления и пути их практической реализации.
- Развитие демократических начал в управлении.
- Современные требования к деловым и личностным качествам руководителя школы.
- Пути преодоления формализма в управлении школой.
- Исследовательский подход к деятельности руководителя школы как путь повышения научного уровня управления школой.
- Роль и место компьютеров в управлении школой.
- Информационное обеспечение управления школой.
- Методика сборов, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления (опыт и перспективы).
- Научная основа педагогического анализа деятельности школы (руководителя, учителя).
- Педагогический анализ управленческой деятельности руководителей школ: роль, место, пути совершенствования.
- Педагогический анализ урока как путь повышения педагогического мастерства учителей.
- Педагогический анализ воспитательного мероприятия как средство совершенствования воспитательной работы в школе.
- Научная основа планирования работы школы и пути ее реализации.
- Пути усиления демократических начал при планировании работы в школе.
- Совершенствование планирования на основе комплексного, системного подхода.
- Организация как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе. Пути совершенствования организаторской деятельности руководителя школы.
- Пути повышения действенности школьных педсоветов.
- Регулирование как функция внутришкольного управления.
- Возможности применения показателей оценки деятельности школы при диагностике и регулировании состояния учебно-воспитательного процесса в школе.
- Внутришкольный контроль как функция управления учебно-воспитательным процессом в школе.
- Содержание, формы и методы осуществления внутришкольного контроля.
- Методы контроля за учебно-воспитательным процесс в школе.
- Содержание, формы и методы контроля за состоянием преподавания учебных предметов различных циклов.
- Система внутришкольного контроля.
- Содержание и организация контроля за процессом воспитания и уровнем воспитанности учащихся.
- Внутришкольный контроль за использованием в учебном процессе меж предмных связей как одно из условий формирования познавательных интересов учащихся.
- Организация воспитательного процесса в школе на основе теории управления.
Назад Далее