Тематический план (под редакцией В.Н. Черняковой)

Содержание раздела. На раздел «Машиноведение» в 5—9 классах отводится следующее количество учебных часов:

класс…………………………………………………………………5 6 7 8 9
Количество учебных часов:
названия деталей и узлов, заправка нитей………………………2 _ _ _ _
отработка приемов работы на швейной машине……………...2 2 2 2 2

Основной задачей учителя технологии на уроках машиноведении является обучение основным приемам работы на швейной машине, обеспечение технологического процесса при изготовлении швейных изделий. В 5 классе учащиеся должны не только научится заправлять верхнюю и нижнюю нитки, но и уметь заменять иглу, наматывать нитку на шпульку, регулировать натяжение нитей, величину стежка, выполнять закрепки. В следующих классах повторяют приемы работы на швейной машине при выполнении практических работ, включающих изготовление декоративно - прикладных работ с использованием аппликации и лоскутной техники.

Прежде чем обучать учащихся работе на швейной машине, необходимо их ознакомить с названиями деталей и узлов, правилами эксплуатации, санитарно - гигиеническими требованиями и правилами безопасной работы, организацией рабочего места. Какой бы ни была современной швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку и не вызвать поломку иглы или других деталей.

За каждым учащимся должно быть закреплено рабочее место, которое он должен содержать в чистоте и порядке, во время, убирая отходы бумаги, тканей, ниток.

Прежде чем приступить к изучению устройства швейной машины, необходимо провести беседу о ее назначении. Преимущества современных бытовых универсальных швейных машин, которые отличаются большим количеством операций, требуют меньших затрат по уходу за ними, некоторые не нуждаются даже в смазке деталей. Эти познавательные сведения можно сообщить в период работы на швейной машине.

Объяснение устройства швейных машин следует сопровождать показом отдельных их частей и деталей с обязательным конспектированием в рабочих тетрадях в разделе «Машиноведение», так как учащиеся должны запомнить терминологию. (При объяснении используются швейные машины и наглядные пособия: таблицы, плакаты, образцы практических работ.)

При подготовке швейной машины к работе объяснение сопровождают практическим закреплением заправки верхней и нижней нитей.

Необходимо отметить, что различные модели швейных машин имеют разные виды заправки верхней нити.

Приемы заправки учитель должен продемонстрировать 2—3 раза без подключения педали с электрическим приводом, а затем рассказать об устройстве шпульного колпачка и назначений шпульки, последовательно показывая их монтаж в челночное устройство. Отрабатывается прием выведения нижней нити наружу. Для этого пальцами левой руки придерживают конец верхней нити, а ладонью правой руки поворачивают маховое колесо на себя и опускают иглу в отверстие игольной пластинки. После это го поворотом махового колеса на себя поднимают иглу, придерживая левой рукой конец верхней нити. Потянув за верхнюю нить, выводят через отверстие игольной пластинки наверх нижнюю нить. Концы обеих нитей длиной 8—10 см отводят назад, под прижимную лапку.

Учитель должен обеспечить непрерывность выполнения практической работы. Для этого заранее необходимо подготовить шпульки с намотанными нитями для каждой швейной машины.

Первая практическая работа по заправке верхней и нижней нитей и основным приемам работы на швейной машине должна проводиться с использованием лоскута из хлопчатобумажной ткани без заправки ниток и с заправкой.

Учащиеся выкраивают деталь из хлопчатобумажной ткани. Складывают ее пополам, на лицевой стороне детали намечают параллельные линии на расстоянии 1 см друг от друга. Подкладывают деталь под лапку. Поворотом махового колеса опускают иглу, чтобы она проколола ткань, и опускают лапку. Подключают машину в электросеть и строчат без нитей по намеченным линиям.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что для получения прямой строчки нанесенную линию нужно все время удерживать в прорези лапки. Не следует подталкивать ткань под лапку, а только поправлять ее расположение, придерживая руками, нажимать на педаль плавно и регулировать скорость.

На следующем этапе практическую работу выполняют с заправленными нитями.

В конце шитья снимают ногу с педали, останавливают машину и ладонью правой руки поворачивают маховое колесо на себя до тех пор, пока игла не выйдет из ткани и не займет верхнее положение. Поднимают прижимную лапку, левой рукой выводят ткань из-под лапки и отрезают нити, оставляя концы длиной 8 —10 см.

Во время практической работы учитель следит за посадкой учащихся за машиной, выполнением правил безопасного труда, правильностью выполнения упражнений.

Второе занятие включает объяснение учителя по намотке нити на шпульку, замене иглы, регулированию натяжения нитей, закреплению строчек, работе с зигзагообразной строчкой, если она заложена в работе швейной машины.

Учитель рассказывает о правилах подбора номера иглы и нитей зависимости от свойств ткани (толщины, плотности, отделки) и характера выполняемых работ (толщины швов, числа соединяемых деталей).


Рис. 1. Образование стежка с помощью челнока: 1- шпулька; 2 - шпульный колпачок; 3 - ось челнока; 4 - шпуледержатель; 5 - носик челнока.

 

Один из наиболее важных рабочих органов швейной машины — игла. Назначение иглы состоит в том, чтобы проколоть материал, провести через него заправленную в ушко нить, образовать из этой нити петлю необходимого размера для захвата ее носиком челнока, а затем вывести лишнюю часть нити из материала и затянуть стежок (рис. 1). Пользуясь таблицей, учебником и швейной машиной, учитель показывает приемы намотки нитей на шпульку, обращая внимание учащихся на влияние правильности намотки нити на шпульку на качество строчки. Демонстрирует приемы выполнения зигзагообразной строчки, закрепок в начале и в конце строчек. Затем учащиеся приступают к выполнению практической работы по отработке приемов работы на швейной машине.

В 6—9 классах проводятся повторение и отработка приемов работы на швейной машине с различными лапками (приспособлениями), на краеобметочной машине и выполняются более сложные практические работы («Технология обработки ткани, 6, 7—9»). Учащиеся оформляют в альбоме образцы машинных строчек.

Краткие сведения о швейной машине и правилах работы ней. Основным инструментом при работе с тканью является швейная машина, которая служит для стачивания деталей при пошиве различных изделий. Основное преимущество шитья на швейной машине перед ручным — это большая производительность труда и качественное выполнение строчек, без пропусков стежков, с равномерным натяжением нитей, без морщин и складок на ткани.

Швейная машина выполняет работу примерно в 50 раз быстрее, чем это можно сделать вручную. Ниточное соединение является наиболее распространенным как в индивидуальном пошиве, так и в массовом производстве. Несмотря на большое разнообразие видов швейных машин, все они по виду образуемого стежка относятся к одному из двух типов машин — челночного или цепного стежка. Челночный стежок образуется путем переплетения двух нитей в середине стачиваемых тканей (см. рис. 1).

Стежок — это повторяющийся элемент ниточной строчки между проколами иглы, представляющий собой законченное пер плетение нитей на материале. Строчка — это последовательно повторяющийся ряд стежков. Шов — соединение строчкой двух или нескольких слоев материала, прилегающих друг другу.

Ряд машинных стежков образует двухниточную челночную строчку. Стежок образуется в результате переплетения двух нитей, одна из которых подается с катушки, заправляется в ушко иглы и проходит сверху ткани, а другая наматывается на шпульку, вставляющуюся со шпульным колпачком в челнок и проходящую с нижней стороны ткани. Внутри слоев ткани нити переплетаются и при натяжении прижимают их друг к другу, соединяя по линии строчки.

Существуют специальные швейные машины для пошива изделий из кожи, меха и т. д. Все швейные машины различаются назначению, т. е. по виду выполняемых технологических операций пошива, по техническим параметрам, по виду обрабатываемых материалов, применяемых нитей и другим характеристика. Любая швейная машина имеет основные рабочие органы (игла, челнок или петлитель) и устройства (механизм перемещения материала и система нитеподачи).

Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV в. Леонардо да Винчи. В последующие годы создавались машины, копировавшие принцип образования ручных стежков. И только в 1834 г. американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство.

Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нити.

В 1844-1845 г г. другой американец — Элмос Хоу использовал принцип работы машины Уолтера Хаита, сделал в ней несколько усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка.

В 1850- 1851 г г. усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида. Швейные машины могут быть с ручным, машинным или электрическим приводом.

Привод— это устройство, с помощью которого швейная машина приводится в движение.

Бытовые машины современного поколения по своим техническим возможностям являются универсальными, так как, кроме стачивания деталей, могут выполнять различные операции: сметывание, обметывание срезов и петель, пришивание пуговиц, вышивание и образование эластичной строчки для тканей сложных структур, трикотажа, стрейч. Для облегчения труда и повышения производительности применяются такие приспособления, как специальная лапка для настрачивания застежек-молний, лапка-рубильник, лапка с линейкой, лапка для петель и т. д.

В последнее время появились швейные машины с компьютерами и специальными программами по вышиванию. Большое внимание уделяется дизайну (оформлению) швейных машин, цветовой гамме, применяются специальные материалы для изготовления и деталей, что обеспечивает более надежную и легкую эксплуатацию в процессе шитья.

Швейная машина, как правило, состоит из двух основных частей - рукава и платформы.

Рукавом называется верхняя часть машины, состоящая из вертикальной стойки, горизонтального корпуса и фронтовой передней части. Рукав своей изогнутой частью — стойкой опирается на плоскую металлическую деталь — платформу. Во фронтовой части рукава располагается механизм привода иглы и лапки, в горизонтальном корпусе — верхний вал машины, а в вертикальной механизм, передающий движение от верхнего вала к нижнему или, наоборот, от нижнего вала к верхнему. В большинстве машин челночного стежка верхний вал является главным, т.е. ведущим. Он получает вращение от привода через закрепленный на конце вала маховик и передает движение всем механизмам швейной машины. Платформа представляет собой нижнее основание машины.

В платформе располагаются механизмы челнока, привод механизма перемещения материала и нижний вал машины. Рукав машины в большинстве случаев обращен в левую сторону от стойки, а шкив (или маховик) выведен под правую сторону. Машину с таким расположением рукава называют праворукавной, так как направление рукава от стойки к фронтовой части совпадает с направлением согнутой в локте правой руки оператора.

При работе на швейной машине необходимо соблюдать следующие правила:

Санитарно - гигиенические правила:
- свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны;
- сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонить корпус и голову вперед;
- стул должен стоять против иглы машины;
- расстояние между работающим и столом должно составлять 10—15 см;
- ноги должны опираться всей ступней на пол.

Правила безопасной работы:
- волосы спрятать под косынку;
- на швейную машину не класть посторонние предметы;
- перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл;
- не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины;
- следить за правильным положением рук, ног, корпуса;
- перед работой проверять исправность .


[вернуться в начало страницы]